ulybika.ru

Праздники сегодня прощенное воскресенье. Прощеное воскресенье: какого числа праздновать и как правильно просить прощения

Прощеное воскресенье 2020 отмечается 1 марта. Дата каждый год меняется, в зависимости от проведения Пасхи. Праздник приходится на последнее воскресенье перед Великим постом (седьмое воскресенье перед Пасхой). В Православной Церкви это торжество имеет название «Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье».

Чтобы войти в Великий пост в состоянии мира, в этот праздник люди просят друг у друга прощения за умышленные или случайные обиды.

История праздника

Название «Неделя сыропустная» произошло от словосочетания «сыр отпускаю». В этот день последний раз перед Великим постом можно употреблять скоромную пищу (молочные продукты и яйца). Вторую часть названия («Воспоминание Адамова изгнания») церковный праздник получил за то, что этого числа вспоминается изгнание Адама из рая за грехопадение и невоздержание.

Название «Прощеное воскресенье» связано с обычаем, который существовал у древних монахов в Египте. Перед Великим постом они покидали храмы, чтобы уединиться в пустыне на 40 дней и в молитве подготовиться к празднику Пасхи. Жизнь в пустыне была полна опасностей, и многие монахи уже не возвращались. Они понимали, что их встреча могла быть последней. Поэтому искренне прощались и просили прощения друг у друга. Спустя время эта традиция распространилась в христианстве.

Традиции и обряды праздника

В Прощеное воскресенье в храмах проводятся богослужения. После повечерия совершается Чин прощения. Церковный настоятель зачитывает молитву и просит прощения у всех христиан. Подобный ритуал проводят прихожане. После окончания службы принято подавать милостыню нуждающимся. Дома близкие и родные люди просят друг у друга прощения и отпускают обиды.

Сыропустная неделя завершает Масленицу. В этот день заканчиваются гуляния по поводу проводов зимы и подготовка к Великому посту. Люди устраивают народные забавы: игры, катания на санках и каруселях, танцы. Молодые девушки гадают, используя рождественские обряды. В конце праздника существует традиция сжигать чучело. Такой обряд символизирует встречу весны.

В Прощеное воскресенье, как и на всей масленичной неделе, популярен ритуал выпекания блинов. Во многих регионах в этот день устраиваются ярмарки и базары с народными развлечениями.

В этот праздник принято чтить память умерших родственников и посещать их могилы на кладбище.

Существует традиция в этот день ходить в баню, чтобы очистить мысли и тело.

Как просить прощения

Просить прощения за осознанные и неосознанные обиды необходимо у близких людей, родственников, друзей, малознакомых людей. Слова нужно произносить искренне и от чистого сердца. Прощать следует открыто и осознанно. Совершая этот обряд, необходимо поцеловать собеседника в щеку и произнести слова: «Бог простит!».

Ритуал прощения необходим для того, чтобы сделать отношения с окружающими людьми и Богом проще, признать собственную вину и отпустить вину окружающим людям. В Евангелие от Матвея переданы слова Христа, согласно которым Господь прощает грехи тех людей, которые сами прощают других.

Что можно кушать в Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье предваряет Великий пост. Это последний день, когда можно употреблять в пищу яйца, молоко, сыр, масло, сметану. Мясные продукты запрещены.

В этот праздник хозяйки выпекают блины с сырными начинками, которые подают со сметаной или сливками. Традиционные праздничные блюда: вареники, пироги с творогом, сырники.

Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста. Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется. Вечером все остатки пищи необходимо выкинуть или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду.

Что нельзя делать в Прощеное воскресенье

В Прощеное воскресенье запрещается совершать дела, которые могут нарушить мир и душевное состояние человека. В этот день нельзя неискренне прощать или просить прощения не от чистого сердца. Не рекомендуется ругаться с близкими людьми и членами семьи, думать о плохом, желать зла окружающим, отказывать в помощи или милостыне. Нежелательно заниматься тяжелым физическим трудом, убирать, стирать.

Приметы и поверья

  • Какая погода на Прощеное воскресенье, такой она будет и на Пасху.
  • Вечером в Сыропустную неделю следует хорошо наесться молочной пищи, чтобы не скучать по ней во время Великого поста.
  • В Прощеное воскресенье необходимо уснуть до полуночи, чтобы весь год легко просыпаться.
  • Если у молодой девушки, которая печет блины, они получаются румяными с ровными краями, то ее ожидает счастливое замужество.
  • Если за праздничным столом съедят все блины, то семью ждет счастливый год.

Прощеное воскресенье - последний день перед Великим постом. На праздник принято ходить в храм, молиться, совершать добрые дела, просить прощения у близких и знакомых и прощать обиды.

Прощеное воскресенье 2017 — число и дата

Прощеным воскресеньем всегда считался последний завершающий день масленичной недели. В этом году выпадает на 26 февраля. По прошествии этого дня все верующие должны будут начать придерживаться строжайшего поста, который будет длиться целых сорок дней.

История прощеного воскресенья

Согласно церковным верованиям, монахи, в преддверии приближения сорокадневного поста, который предшествовал в свою очередь наступлению самого светлого христианского праздника Пасхи просили друг у друга прощения и сами искренне прощали от всей души всех тех, кому это нужно было. После этого все монахи расходились и отправлялись в путешествие по пустыне на все сорок дней поста. Никто тогда не знал кому суждено вернуться в добром здравии домой, поэтому именно этот обряд стал обязательной традицией на масленичной неделе. Отсюда же лежит корень в названии этого дня: быть прощеным не только перед своими близкими или знакомыми, но и перед богом.


Приметы на прощенное воскресенье

Одна из примет прощеного воскресенья гласила следующее: сесть за стол во время прощенного воскресенья нужно было не менее семи раз. Эта цифра соответствовала количеству недель в предшествующем посту.

Также люди верили, что если во время принятия самой последней трапезы перед сном не убирать со стола, то семья в течение года не будет испытывать бед и дом будет полная чаша. Стол после еды нужно было лишь прикрыть чистой скатертью или любой другой тканевым покрывалом, поверх которого укладывались овечьи шкуры.


Как правильно проводить этот праздник

Просить прошение в последний день масленичной (сыропустной) недели нужно в первую очередь для того, чтобы очистить душу перед предстоящим великим постом. Просить прощение именно в этот день было очень важно для многих людей. Многие старались соединиться со своими близкими и простить им все грехи и обиды, совершенные ранее только для очищения человеческой души перед господом.

В воскресенье, перед тем, как просить прощение у всех окружающих и близких в первую очередь нужно покаяться перед богом. Сделать это можно посетив воскресную службу. Во время нее сам батюшка после молитвы просит прощения у всех прихожан, которые в свою очередь кланяются и произносят слова, означающие прощение.

Как просить прощения на прощеное воскресенье

Для всех тех, кто захочет также попросить прощения нужно знать, что говорить для того, чтобы получить заветное прощение от всей души. Человек, который хочет попросить прощение должен сказать: «Прости меня грешного.» В ответ человеку должна быть отвечена следующая фраза: « Бог простит и я прощаю».

Раньше, во время проведения прощенного воскресенья, после проведения ритуала прощения люди кланялись друг другу и целовались. Сейчас же, это стало не столь важным для большинства.

Самым главным условием прощеного воскресенья станет само прощение. Оно должно исходить из глубин человеческой души. Пусть даже человек, у которого вы просите прощения или прощаете совершил слишком много обид, грехов и прочего плохого, простить его нужно в обязательном порядке и от чистого сердца. Таким образом мы лишь будем ближе к богу и очистим свою душу.


Всем людям, встречающим прощеное воскресенье следует знать о том, что просить прощение и прощать нужно не только живых, но и мертвых. Сделать это можно только на кладбище. Все желающие могут без труда прийти к могилам усопших, принести им любые угощения и попросить прощения у незримых слушателей и знать, что в ответ прозвучало то самое: «Бог простит и я прощаю»…

Последняя приготовительная неделя (последний день перед ) называется Неделей сыропустной . Этим днем оканчивается вкушение молока, сыра и яиц. В этот день за службой вспоминается грехопадение Адама и Еввы: первые люди были изгнаны из Рая, потому что преступили, нарушили заповедь Божию. Нам следует вспомнить о своих грехах, ведь подготовка к великому празднику начинается с покаяния, поста и молитвы.

Прощеное воскресенье. Богослужение и «чин прощения»

Прощеное воскресенье перед Великим постом - день взаимного покаяния и умиротворения всех случившихся между нами недоразумений и разногласий, когда говорим друг другу: «Прости! », чтобы с чистым сердцем и радостной душою приступить к предстоящему подвигу. В евангельском чтении этого дня указывается, что истинный пост должен начинаться взаимным прощением обид и оскорблений:

Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14–15)

На этом основывается обычай православных христиан в последний перед постом воскресный день испрашивать прощения друг у друга, почему и самый день этот в народе называется обыкновенно прощеным воскресением . Издавна принято в этот день просить прощения, мириться и прощать нанесенные обиды, чтобы с чистой душой приступить к духовным подвигам Великого поста, перед священником свои грехи и причаститься . Ибо что такое пост, коленопреклонения и прочие труды телесные, которыми смиряем свои плотские страсти и вожделения? Это только наше оружие в духовной брани, путь к внутреннему самосовершенствованию и стяжанию евангельских добродетелей.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Кор. 5, 22–23).

Но как плоды не могут расти сами по себе, без питающих их корня и дерева, так и плод духовный - результат многолетнего подвига воздержания и отсечения плотских похотений, чтобы очистить сердце и душу и сделать их достойными к восприятию Божьей благодати.

Обычно в старообрядческих храмах в Прощеное воскресенье вечером совершается служба - вечерня и павечерница. После этого совершается чин взаимного прощения , когда прихожане земно кланяются настоятелю, прося прощения и благословения на Великий пост. Также и друг другу верующие кланяются со словами:

Прости Христа ради!

- «Бог простит, и ты меня прости Христа ради!».

Обычай этот древний. Так, француз Маржерет, находившийся на Руси на военной службе в начале XVII века, в своем сочинении «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского» пишет:

На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, - хотя бы никогда прежде не виделись, - целуются, приговаривая: «прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости».

Известно, что «чин прощения» великих князей и царей Московских включал в себя посещение московских монастырей, иногда государь ездил и в Троице-Сергиеву Лавру, прощаясь с братией и прося благословения. Все это совершалось на , а в воскресенье совершался чин прощения в Успенском соборе. Царь просил прощения и благословения у патриарха, прощался со своими придворными. Также было принято в этот день давать свободу заключенным.

Вся четыредесятница (время от понедельника первой недели поста до пятницы шестой недели включительно) и являются ожиданием дня Пасхи и подготовкой к нему. Вот как говорится об этом в стихере, которая поется вечером в Прощеное воскресенье:

П 0стное врeмz свётлw начнє1мъ, въ п0двиги д¦Hвныz себE подвизaюще, њчи1стимъ дyшу и3 тёло. пости1мсz ћкоже въ снёдєхъ, си1це и3 t всsкіz стрaсти, добродётельми питaющесz д¦а. въ ни1хже пребyдемъ въ любви2, да спод0бимсz вси2 ви1дэти всечестнyю стrть хrтA бGа, и3 с™yю пaсху, д¦0внw рaдующесz.

Поэтичный и полный глубокого смысла церковно-славянский текст этой стихеры укрепляет молящихся, научает их тому, что пост - радостное время. На русский язык эту молитву можно перевести следующими словами:

Время поста начнем светло, радостно, побуждая себя к подвигам духовным, очистим душу и тело. Будем поститься не только от снедей (воздерживаясь от пищи), но и от страстей, питаясь добродетелями Духа. С любовью будем совершенствоваться в добродетелях, чтобы сподобиться всем нам видеть Страсти Христовы и в духовной радости встретить Святую Пасху.

Душеполезное поучение в Прощеное воскресенье

Любовь и прощение взаимных обид - главные заповеди в христианстве, без исполнения которых никакие наши добрые дела не могут быть угодны перед Богом.

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там твой дар перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 24-25).

Пост Святой Четыредесятницы преподобные отцы называют духовной десятиной , которую мы приносим в жертву Богу, посвящая это время сугубому воздержанию и молитве.

Пока мы живем на земле, душа и тело наши между собою неразлучны. Если мы христиане - и то, и другое должны посвящать на служение Богу. Есть заповеди для души, есть свои и для тела. Следуя примеру святых отцов и желая вечного спасения, не можем пренебречь или преступить ни малейшей из них. В «Древнем патерике» рассказывается об одном молодом иноке, который шел по городу в корчемницу и в ответ на увещания опытного старца-пустынника, по случаю оказавшегося на том же месте, говорил, что Бог ничего не требует, кроме чистоты сердца. Старец в горести воскликнул:

Я пятьдесят лет живу в пустыне, и не стяжал чистоты сердечной, а ты хочешь стяжать ее в корчемнице!

В скором времени тот нерадивый и самонадеянный инок впал в тяжкий грех, потому что не можем победить мы свои страсти и вожделения, если не будем удаляться от причины, их порождающей.

«Велик бывает в начале подвиг и труд приступающим к Богу в безмолвии и молчании; а потом - радость неизглаголанная. Как хотящие возжечь огнь сначала терпят дым и источают слезы, и не иначе достигают желаемой цели; так и желающие возжечь в себе огнь Божественный должны возжигать его со слезами и трудами, с безмолвием и молчанием» (Митерикон).

Когда мы беремся пропалывать летом свое поле, то поначалу работа, как говорится, «пугает глаза», но потихоньку, шаг за шагом, с трудом и поклонами, вырываем зловредное терние, могущее заглушить и уничтожить все добрые наши плоды. Так, с помощью Божьей, преодолевши первые трудности, начинаем замечать, что дальше становится уже легче. Легко и радостно оборачиваемся назад, когда видим воспрянувшие, очищенные благородные наши посадки. Легко и радостно собирать нам плоды по окончании долговременной кропотливой работы. Так и постное время: перед началом кажется тягостным и неудобным, но постепенно, день за днем, освобождая душу свою от греховного терния, ощутимо замечаем уже некоторое облегчение в подвиге. Особенная же радость - светлый пасхальный день, который встречаем с чувством выполненного долга ради перенесенных благих трудов и усилий.

Разумный и умеренный пост святые отцы называют основой и утверждением для всех добродетелей. В Прощеное воскресенье вспоминаем мы Адамово изгнание из Рая сладости, которое явилось следствием невоздержания и нарушением заповеди о посте, установленной и для первозданного человека. Посему, как потеряли мы нетление и чистоту через невоздержание от запрещенной снеди, равным способом и обретаем их вновь, утесняя свои телесные потребности, чтобы укрепить и утвердить душу к молитве и богомыслию.

«Не обманывайся, ты не можешь освободиться от мысленного фараона, ни узреть горней Пасхи, если не будешь всегда вкушать горького зелия и опресноков. Горькое зелие есть понуждение и терпение поста, а опресноки - ненадмевающееся мудрование. Да соединиться с дыханием твоим сие слово псалмопевца: Аз же, внегда <бесы> стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро <души моей> возвратится (Пс. 34, 13).

Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата Рая и небесное наслаждение» («Лествица», слово 14).


Путь и пример здесь видим мы прежде всего от Самого Господа нашего Исуса Христа. Он постился в течении сорока дней в пустыни, оставив нам образ, чтобы без сомнения подражали Ему и шли Его стопами. И великие Божии угодники и пророки, удостоившиеся особенных высоких откровений и благодати - Моисей, Илия, Даниил, также проходили сорокадневное постное поприще. Никогда и нигде не хвалят святые отцы тех, кто работает своему чреву. Ибо сердце чревоугодника является вместилищем для всякой нечистоты и скверных пожеланий, а сердце смиренного постника-подвижника - обителью для Божьей благодати, если, конечно, при этом сохранять незлобие, рассудительность и прочие добродетели, без которых все наши дела не могут быть спасительными и богоугодными.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19-21).

Истинное духовное наше сокровище - быть сопричастниками вечной пасхальной радости, которую Господь уготовал любящим Его. Пост телесный предполагает также и пост духовный, т.е. чтобы особенно чутко следить за своим внутренним человеком, за движениями сердца и души. Постника и безмолвника, питающего в сердце памятозлобие и осуждение ближних, святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, скрывающемся в своей норе. Если говорим «прости», а сами не прощаем, если только для видимости из показного тщеславия кланяемся оскорбившему нас брату, а, отошедши на сторону, снова помрачаемся гневом, то напрасно тогда и бдим и постимся, ибо и сам диавол никогда не ест и никогда не спит, но не перестает от этого быть диаволом. Сердце гневливого и сердитого человека - дом и пристанище лукавых бесов. Ничто так не обнажает нас от Божьей благодати, как злопамятство и осуждение, ненависть и клевета. Здесь видна дорога в самую глубину преисподней и сокровищница вечной муки.

«Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому сею страстию недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечений о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакивание и самого себя ему недостанет времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния и не нашел в нем и следа злословия или осуждения» («Лествица», слово 10).

Как осы и мухи налетают на сладкое, так и дух лукавый устремляется против каждой добродетели, чтобы примешать к ней что-нибудь вредоносное и повернуть вспять спасительное начинание. Постное воздержание установили нам святые отцы для того, чтобы облегченною душою стяжали мы любовь и смирение, кротость и милосердие к ближним. Лукавые духи, напротив, стараются надмевать сердце постящегося тщеславием и возношением и учат его презирать слабейших своих собратьев. Человек самолюбивый всегда склонен к жестким и резким обличениям, тот же, кто говорит к брату по любви, будет говорить о деле так, словно бы рассказывая о своей собственной немощи, и, без сомнения, достигнет лучшего результата. Ибо известно, что жестокое и оскорбительное слово может смутить и доброго человека и подвигнуть его на гнев, тогда как слово доброе, сказанное с кротостью, действительно сильно в том, чтобы исправить зло в любом человеке и наставить его к добродетели.

Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Ты кто, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Господь поставить его (Рим. 14, 3,4).

Постимся ли, бдим ли, кладем ли многие поклоны и прочим образом смиряем свое тело, должно всегда еще при этом помнить, что это - не «самоцель», а лишь средство к достижению истинной цели: мира и очищения души. Что даже и сверхъестественное телесное подвижничество не принесет нам никакой пользы, если не будем при этом сохранять нашу первую заповедь о любви к Богу и ближнему. Когда мы живем в большой семье, то любим всех своих домочадцев, терпим и смиряемся с их немощами, переносим неприятности и досады, которые они нам причиняют, всегда думаем, как их поддержать и утешить. Но подобную и еще большую любовь должны мы иметь не только к близким своим родственникам, а также и ко всем окружающим людям. Истинная любовь познается именно в прощении злословия и оскорблений, тогда, когда претерпевши уничижение от ближнего, болеем душой не о себе, а о своем обидчике, и искренне хотим ему помочь и его успокоить.

«Прости» - слово любви и утешения, когда, примирившись с братом, надеемся на прощение и своих собственных прегрешений. Ибо вся наша праведность - как рубище нечистой жены перед Богом. И если можем еще рассчитывать на снисхождение, ради естественной своей немощи, при слабом прохождении телесных добродетелей, то затаенная ненависть в сердце не имеет для себя никакого разумного оправдания. И губит все наши труды и подвиги, навечно отлучая от Божьей благодати, ибо «не живет Дух Святой там, где есть гнев» (Никон Черногорец).

В прологе из жития святых (9-е февраля) есть одна очень трогательная история о святом мученике Никифоре (ок. 257), пострадавшем во времена суровых языческих гонений.

В городе Антиохии жили два друга - священник Саприкий и мирянин Никифор, любившие друг друга о Господе. Но диавол позавидовал их нелицемерной любви и посеял между ними вражду. И вражда эта так разгорелась, что если они даже встречались на улице, то бежали в разные стороны, ослепленные бесовской злобой. И так они оба - Саприкий и Никифор, забыв о законе Христовом, устремились к вечной погибели.
Но со временем мирянин Никифор раскаялся в своей злобе на иерея Саприкия и стал просить у него прощения. Трижды он присылал к нему своих друзей и соседей, считая себя грешным и недостойным приблизиться к оскорбленному им священнику, и трижды Саприкий отказывался от примирения. Наконец Никифор решился и сам пал к ногам своего бывшего друга со словами:

- Прости меня, отец, Господа ради прости!
Но Саприкий опять не захотел примириться со смиренным Никифором, ибо сатана овладел его сердцем.
В то время было страшное гонение на христиан, и Саприкия привели на судилище. Правитель потребовал от него принести жертвы идолам, но Саприкий мужественно ответил:

- О правитель! Мы - христиане. Наш Царь - Господь Исус Христос. Он - Единый, Истинный Бог, Творец земли и моря. Боги же ваши - бесы. Да погибнут они! Боги ваши - творения рук человеческих!
Его долго и жестоко мучили, но Саприкий и в страдании говорил начальнику:

- Ты имеешь власть над моим телом, но не над душою. Господь мой Исус Христос, создавший мою душу, Он Единый имеет над нею власть.
Видя непреклонность Саприкия, его осудили на смерть. Но когда уже палач вел его на место казни, Никифор, услыхав об этом, прибежал и пал ниц перед Саприкием, со слезами взывая:

- О, мученик Христов! Прости, прости меня! Я согрешил пред тобою!
Но Саприкий, ослепленный злобой, вновь отрекся от примирения.
Долго его упрашивал блаженный Никифор, но тщетно. И тогда сила Божия и благодать отступили от безумного священника, и Саприкий внезапно пал духом и отрекся от Господа Исуса Христа.

- О, брат мой возлюбленный, - воскликнул Никифор, - не делай этого! Не теряй венца небесного, который ты сплел многими страданиями! Вот уже Небесный Владыка готовится явиться тебе и вознаградить вечной радостью за временные страдания и смерть.
Но возненавидевший ближнего и за это оставленный Богом, Саприкий продолжал отрекаться. Тогда, укрепляемый Духом Святым, Никифор обратился к язычникам и сказал:

- Я - христианин! Я верую в Господа Исуса Христа и не принесу жертвы идолам. Я приму казнь вместо Саприкия.
Тогда по приказу правителя отступника освободили, а Никифору отрубили голову. С ликованием его чистая душа отлетела ко Господу и со всеми святыми мучениками предстала престолу Божию, Ему же держава и слава, честь и поклонение вовеки. Аминь.


Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим.12, 18).

Если не осмеливаемся мы нечистыми руками прикасаться к святыне или приходить к Божественной службе в нечистой одежде, тем более в нечистоте сердечной, т.е. в нераскаянной вражде и ненависти против своего брата - не можем приносить для Бога жертву духовную, чтобы вместо прощения грехов не навлечь на себя еще только больший гнев и осуждение. Слезы и покаяние - баня для души. Любовь и всепрощение - путь примирения с Богом, начало и конец пути спасения и совершенствования. Внутреннее и внешнее воздержание от греховных страстей и вожделений возводят человека в прежнее достояние, из которого ниспал по нерадению древний Адам. Но которое, по благодати Божией, вновь нам открыто, если только будем бдительно и усердно следовать всем премудрым Господним заповедям, ведущим нас к вечному спасению.

«Подвиг добродетелем отверзеся, хотящии пострадати внидите, препоясавшеся добрым подвигом поста. Иже бо законно страждущии, законно и венчаваются. И вземше вся оружия креста, врагу сопротивимся, яко стену нерушиму держаще веру, и яко броня молитву. И шлем милостыню. Вместо меча пост, иже отсекает от сердца всяку злобу. Творяй сия, истинный приимет венец, от всех Царя Христа, в День Судный». (Триодь Постная).

Прощеное воскресенье в народных традициях

Вот как описывает народные традиции «прощеного» воскресенья писатель и этнограф XIX в. С.В. Максимов .

Последний день масленицы называется «прощеным», и крестьяне посвящают его заговенью. Часа в 4 пополудни на сельской колокольне раздается печальный, великопостный благовест к вечерне и, заслышав его, подгулявшие мужички истово крестятся и стараются стряхнуть с себя веселое масленичное настроение: пустеют мало-помалу людные улицы, стихает праздничный говор и шум, прекращаются драки, игры, катанье. Словом, широкая, пьяная масленица круто останавливается и на смену ей приходит Великий пост. Приближение поста отражается и на душевном настроении крестьян, пробуждая у них мысль о покаянии и полном примирении с ближними. Едва смолкнет церковный звон и отойдет вечерня, как по избам начинают ходить родственники и соседи, прося друг у друга прощения. Низко, до самой земли кланяются крестьяне друг другу и говорят: «Прости, Христа ради, в чем я пред тобой согрешил». - «Прости и ты меня», - слышится в ответ та же просьба.

Впрочем, этот прекрасный, полный христианского смирения обычай стал понемногу вымирать. По свидетельству наших корреспондентов, в некоторых центральных губерниях он уже почти не существует, но зато в лесных губерниях севера, где обычаи вообще устойчивы и крепки, «прощание» соблюдается весьма строго и существует даже особый ритуал его. Пришедший просит прощения, становится около дверей на колени и, обращаясь к хозяевам, говорит: «Простите меня со всем вашим семейством, в чем я нагрубил вам за этот год». Хозяева же и все, находящиеся в хате, отвечают: «Бог вас простит и мы тут же». После этого пришедшие прощаться встают и хозяева, облобызавшись с ними, предлагают им угощение. А через какой-нибудь час прощаться идут уже сами хозяева, причем весь обряд, с угощением включительно, проделывается сначала.

Так, перекочевывая из избы в избу, ходят до света, причем, проходя по улице, и мужчины, и женщины считают долгом что есть мочи кричать: «Сударыня-масленица, потянися!» или: «Мокрогубая масленица, потянися!»

Что касается деревенской молодежи, то она или совсем не придерживается обычая прощаться, или же прощанье ее принимает шутливый характер. Вот что на этот счет сообщает наш орловский корреспондент: парни и девушки становятся в ряд и один из парней подходит к крайнему с правой стороны и говорит ему: «Прости меня, милый Иван (или милая Дарья), в чем я перед тобой согрешил». Тот (или та) отвечают: «Бог тебя простит и я тут же». После этого три раза целуют друг друга. Так проходит прощающийся весь ряд и становится к стороне, за первым идет прощаться второй и т. д. При прощании, конечно, не обходится без шуток.

Некоторую особенность представляет прощанье в семейном кругу. Вот как это происходит в Саратовской губернии. Вся семья садится за ужин (причем последним блюдом обязательно подается яичница), а после ужина все усердно молятся и затем самый младший начинает кланяться всем по очереди и, получив прощенье, отходит к стороне. За ним, в порядке старшинства, начинает кланяться следующий по возрасту член семьи (но младшему не кланяется и прощенья у него не просит) и т. д. Последнею кланяется хозяйка, причем просит прощения только у мужа, глава же семьи никому не кланяется.

Хотя обычай просить прощения у родных и соседей, как только что было сказано, заметно выходит из употребления, но зато чрезвычайно твердо держится обычай прощаться с покойниками. По крайней мере наши корреспонденты единодушно свидетельствуют, что такого рода прощанья сохранились повсюду. Обычай ходить на кладбище в последний день масленицы поддерживается, главным образом, бабами. В четвертом часу пополудни они кучками, в 10-12 человек, идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причем со слезами на глазах, шепчет: «Прости меня (имярек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой так же молча, как и пришли. При этом считается хорошим признаком, если на третий день на могиле не остается ни блинов, ни водки: это значит, что покойнику живется на том свете недурно и что он не помнит зла и не сердится на принесшего угощение.

Прощеное воскресенье – это день, когда нужно просить прощение, а еще это последнее воскресенье перед началом серьезного пасхального поста. Но сразу же возникает масса вопросов: у кого и за что просить прощение, а также как и когда отмечается Прощеное воскресенье в 2017 году ?

В Прощеное воскресенье каждый должен получить прощение за свои мелкие или большие прегрешения, чтобы войти в Великий пост кристально чистым, со светлой душою. В 2017 году Прощеное воскресенье припадает на 26 февраля.

Прощеное воскресенье: суть этого важного христианского дня

На последний день недели Масленицы припадает Прощеное воскресенье. Этот день ознаменует начало Великого поста перед светлым праздником Пасхи. Прощеное воскресенье еще называют «сыропустным» или «сырным» воскресеньем, так как именно в этот день, после захода солнца, нужно прекратить употребление как молочных, так и мясных продуктов.

Сразу за Прощеным воскресеньем следует понедельник – первый день начала сорокадневного строгого поста. Пост завершится Страстной неделей, которая предшествует величайшему христианскому .

Почему именно «прощеное» воскресенье

Прощеное воскресенье крайне ценно для всего христианского мира. Этот день должен помочь настроить свое тело и свою душу на непростой период строгого , подразумевающего очищение и тела, и души от скверны мирской жизни.

Поэтому настоящим призванием каждого истинно верующего христианина в этот день является простить других, за какие бы то ни было недоразумения, и самим просить прощения у каждого за возможные нанесенные обиды. И простить, и быть прощенным очень важно, ведь человек должен вступить в пост абсолютно чистым, с чистыми мыслями, с чувством полного примирения с окружающими.

Прощеное воскресенье по Библии

Впервые традиция просить прощения и самому его получать появилась у египетских монахов. У них было принято уходить в пустыню на сорок дней и находиться там в полном одиночестве, усиливая таким образом свои молитвы и свое покаяние.

На Светлое Воскресенье они должны были вернуться, однако не всем это было суждено. Кто-то погибал от жары и недостатка воды, кого-то задирали дикие животные. Именно поэтому, перед тем, как отправиться в путь, в далекое и опасное одиночное путешествие, монахи собирались все вместе и прощались.

Египетские монахи истово молились в этот день и просили прощения друг у друга за обиды, распри и прочие инциденты. После окончания вечерней молитвы путники расходились, кто куда, для осуществления своих духовных странствий. И в наше время, в последний день празднования веселой Масленицы, православные христиане молятся и просят прощения за обиды у живых и усопших.

Спустя время, традиция эта переросла в часть богослужения. А в России существовала такая традиция: царь просил в этот день прощения у всех подданных. С этой благой целью он объезжал все государство, прося прощения у монахов, солдат и простого народа.

Традиции Прощеного воскресенья

Помимо того, что в этот день принято просить прощения за умышленные и неумышленные проступки и прегрешения, празднование Прощеного воскресенья подразумевает и другие интересные традиции и обряды.

В последний день перед строгим Великим постом за стол нужно было садиться семь раз (ровно столько недель насчитывает Великий пост). В последний прием пищи вся семья должна была в полной мере угоститься пищей животного происхождения, ибо на следующие сорок дней она оказывалась под запретом.

После щедрого ужина со стола не убирались ни объедки, ни посуда. Все оставляли так, как и было после окончания трапезы, а сверху накрывали скатертью, на которую клали овчину вверх мехом. Делали это для того, чтобы семья жила в достатке и круглый год в доме не слышны были ни разногласия, ни ссоры.

Чтобы очиститься от всего греховного и скверного, верующие просили друг у друга прощения, обращаясь со словами: «Прости меня, пожалуйста, коли в чем виноват перед тобой». А далее перечислялись все возможные проступки, обиды и различные недоразумения, за которые необходимо было получить искреннее прощение. Церемония обоюдного прощения оканчивалась взаимным целованием. Из-за этого Прощеное воскресенье называли еще и «целовальником».

Согласно Священному Писанию, если просить прощения и самому прощать, то Господь Бог, Отец наш Небесный простит все грехи. Говорить при этом нужно следующее: «Я прощаю Вам, прости, Господь, и меня, грешного!».

Вначале отпустить грехи ходят к священникам на исповедь, а затем за прощением идут уже к родным, друзьям и знакомым. Принято посещать и могилы умерших с молитвой о прощении. По давней традиции, нельзя было никому лечь спать, пока дети не попросят прощения у своих родителей.

Некоторые семьи в Прощеное воскресенье следуют такому обряду: вечером вокруг стола усаживаются все члены семьи, а глава семейства садится на отдельный стул. Каждый из домочадцев в порядке старшинства подходит к отцу и просит прощения за все плохие поступки, которые были совершены в прошедшем году (несдержанность в разговоре с родителями, сквернословие, ругань, непослушание и прочие проступки).

После того, как самый младший член семьи попросит у отца прощения, глава семейства должен выйти на середину комнаты и попросить прощения у каждого присутствующего родного человека.

Считается, что в Прощеное воскресенье не простить кого-то или же сквернословить – большой грех. Поэтому люди должны сделать все возможное, чтобы найти в себе силы примириться с неприятелями.

Картинки с поздравлениями и стихами


Людям свойственно ошибаться, а Прощеное воскресенье — шанс каждого получить прощение за все проступки и прегрешения, совершенные невольно или сознательно за прошедший год.

И чтобы с чистой душой встретить светлый праздник Воскресения Христова, нужно в Прощеное воскресение искренне покаяться, и простить, и освободиться от груза обид перед началом Великого поста.

В Прощеное воскресение во всех православных храмах, после вечернего богослужения, принято совершать особый чин прощения, во время которого священнослужители и прихожане просят друг у друга прощения за все осознанные и неосознанные обиды, возможно причиненные за последний год.

Прощеное воскресение

Одна из самых древних традиций — просить прощения перед началом Великого поста, появилась в Палестине или в Египте.

Монахи, по преданию, перед началом Великого поста уходили по одному в пустыню, где, следуя примеру Иисуса Христа, проводили 40 дней практически без пищи и воды.

За день до расставания они примирялись друг с другом — просили прощения за все, понимая, что они могут умереть от жажды, голода, зноя или диких зверей и пустыня может стать их последним пристанищем. Отсюда и пошло название Прощеное воскресение.

Прощеное воскресение, как поясняют священнослужители, это время, когда мы просим прощения у других людей, но, чтобы получить прощение, в котором мы нуждаемся, нужно научиться прощать самим. И мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерой того, как Господь отнесется к нам.

А начало этой древней церковной традиции положил Иисус Христос со словами о необходимости прощать обиды своим ближним, которые произнес во время Нагорной проповеди.

"Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших", так учил Иисус Христос.

Смысл слов в том, что прощать обиды своим ближним необходимо, потому что, прощая прегрешения окружающих нас людей, мы проявляем к ним снисходительность, милосердие, сочувствие и любовь, как проявляет Свою любовь к нам Отец Небесный.

Традиции и обычаи

В Прощеное Воскресенье в православных храмах читается Евангелие с разделом о Нагорной Проповеди, в которой говорится о прощении обид.

В этот день вспоминают также изгнание Адама из Рая, показывая тем самым, что человек, отдалившись своевольно от церкви, как Адам, теряет связь с духовным миром.

Особый чин прощения совершается после окончания вечернего богослужения, во время которого настоятель с земным поклоном испрашивает прощения у своего духовенства и прихожан, те кланяются в ответ, а затем просят настоятеля простить их тоже. А потом служители церкви и миряне взаимно просят прощения друг у друга.

По традиции, люди в Прощеное воскресенье посещали могилы родных, приносили дары им и просили прощения, а также молили оберегать живых от бед и напастей.

Перед тем, как начать просить прощения, нужно сначала пойти в храм, исповедаться, покаяться в грехах и причаститься.

По обычаю, люди, прося обоюдно прощения, целовались три раза. Отсюда и второе название Прощеного воскресения — "целовальник".

В этот важный для каждого верующего человека день, согласно традиции, именно старшие просили прощения первыми у тех, кто младше.

На Руси существовал обычай, согласно которому государь испрашивал прощения у своих подданных. Для этого царь объезжал войска, посещал монастыри и просил прощения у всех, в том числе солдат и братии.

После того, как всем родным и знакомым людям будут сказаны слова прощения и покаяния, православные христиане собираются в храме для того, чтобы послушать вечернюю службу, приуроченную к Прощеному воскресению.

По традиции, вся родня собирается за праздничным столом и угощается вкусными блинами. Завершив трапезу, многие по сей день ходят в баньку, чтобы символически смыть с себя грехи и начать Великий пост, предшествующий Пасхе, очищенными духовно и физически.

Приметы

Не простить кого-то или сквернословить в Прощеное воскресение считалось большим грехом и могло принести много бед, поэтому люди должны найти в себе силы, чтобы простить тех, кто их обидел.

Трапезничали в Прощеное воскресение семь раз (столько недель входит в Великий пост), а после последней трапезы остатки еды оставляли на столе до следующего дня. Такой обряд, по мнению людей, обеспечивал весь следующий год достаток и благополучие в доме.

Блины, испеченные в Прощенное воскресенье, нужно было съесть все, что позволяло семье сплотиться и увеличиться в численности.

© photo: Sputnik / Evgenina Novozhenina

По погоде на Прощеное воскресенье могли предсказать какой будет осень — ясная и солнечная погода предвещала теплую осень и богатый урожай.

По Священному Писанию, Господь Бог простит все грехи, если в Прощеное воскресение просить прощения и самому прощать. При этом нужно произносить следующие слова: "Я прощаю Вам, прости, Господь, и меня, грешного".

Материал подготовлен на основе открытых источников

Загрузка...