ulybika.ru

День святой ольги 24 июля поздравления. День святой Ольги: история праздника, традиции и поздравления

24 ИЮЛЯ - ДЕНЬ СВЯТОЙ ОЛЬГИ. ИМЕНИНЫ У ВСЕХ НОСЯЩИХ ЭТО ИМЯ. А так как в крещении святая Ольга получила имя ЕЛЕНА, то еще и ИМЕНИНЫ У ЕЛЕН, КОТОРЫЕ РОДИЛИСЬ С 9 ИЮНЯ ПО 24 ИЮЛЯ. Утверждению христианства на Руси при святом равноапостольном великом князе Киевском Владимире предшествовало княжение великой княгини Ольги, которую в древности называли корнем правоверия. В период ее правления на Руси успешно насаждались семена веры Христовой. По словам летописца, святая равноапостольная Ольга «по всей Рустей земли первая разорительница кумирским требищам и правоверию основание». Равноапостольная Ольга родилась в Псковской земле, ее родословная восходит к Гостомыслу. Иоакимовская летопись сообщает, что святая Ольга принадлежала к роду древне-русской княжеской династии Изборских. Она родилась в языческой семье в селении Вытубы неподалеку от Пскова, стоящем на реке Великой. Ей были присущи уже в юности глубокий ум и исключительная в языческой среде нравственная чистота. Богомудрой, мудрейшей в роде называют святую княгиню древние авторы, и именно чистота была той доброй почвой, на которой принесли такой богатый плод семена христианской веры. Святая Ольга отличалась и внешней, телесной красотой. Когда ее увидел во время охоты в северных лесах будущий Киевский князь Игорь, он воспылал к ней нечистой похотью и стал склонять ее к плотскому греху. Однако мудрая и целомудренная девица стала вразумлять князя не быть рабом своих страстей. «Вспомни и подумай,- сказала она,- что ты князь, а князю для людей должно быть, как правителю и судии, светлым примером добрых дел». Она так мудро беседовала с Игорем, что князь устыдился. Когда Игорь утвердился в Киеве, он решил выбрать себе жену среди самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. Тогда он вспомнил об Ольге и послал за ней своего опекуна и родственника князя Олега. В 903 году святая Ольга стала женой князя Игоря. С 912 года, после смерти князя Олега, Игорь стал править в Киеве единовластно. Он успешно осуществил несколько военных походов. В правление Игоря, лояльно относившегося к христианской религии, вера Христова распространилась в Киеве настолько, что христиане составляли значительную часть общества. Именно поэтому мирный договор с греками, заключенный незадолго до смерти князя Игоря, утверждался двумя религиозными общинами Киева: христианами и язычниками. В 945 году князь Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя и желая укрепить свое положение, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Но Ольга, тогда еще язычница, отвергла предложение древлян. Хитростью заманив в Киев старейшин и всех знатных мужей древлян, она мучительной смертью отомстила им за смерть мужа. Ольга еще неоднократно мстила древлянам, пока они не покорились Киеву, а их столица Коростень не была дотла сожжена. Как язычница, она не могла взойти тогда до заповеди о прощении и любви ко врагам. После смерти князя Игоря она успешно управляла государством и укрепила власть Киевского великого князя. Великая княгиня объезжала Русскую землю с целью упорядочения гражданской и хозяйственной жизни народа. При ней Русская земля была разделена на области, или волости, во многих местах она поставила погосты, ставшие административными и судебными центрами. Богомудрая Ольга вошла в историю и как великая созидательница культуры Киевской Руси. Она решительно отказалась от вторичного брака, сохраняя великокняжеский престол для подраставшего сына Святослава. Много трудов приложила святая княгиня Ольга для укрепления обороны страны. Ко времени правления Ольги историки относят установление первых государственных границ России- на западе, с Польшей. История не сохранила имен первых христианских наставников святой Ольги, вероятно потому, что обращение блаженной княгини ко Христу связывали с Божественным вразумлением. Один из древних текстов говорит об этом так: «О дивство! Сама не ведущи Писания, ни закона христианскаго и учителя о благочестии не слыша, а нравом благочестия усердно поучашася и веру христианскую от всея души возлюби. О неизреченнаго Промысла Божия! Не от человек блаженная научашася истине, но свыше учителя име Божию Премудрость». Ко Христу святая Ольга шла через поиски Истины, ища удовлетворения для своего пытливого ума; древний автор называет ее «богоизбранной рачительницей премудрости». Преподобный Нестор-летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг- Христа». В 955 году княгиня отправилась в Константинополь, где была с почетом принята императором Константином VII Багрянородным (913-959) и Патриархом Феофилактом (933 - 956). По свидетельству летописи, вскоре она приняла святое Крещение с именем Елена- в честь святой равноапостольной царицы Елены (1327; память 21 мая). Восприемником ее стал сам император Константин. Патриарх Феофилакт наставил русскую княгиню в истинах Православной веры и дал ей заповеди о сохранении церковного Устава, о молитве, посте, милостыне, соблюдении чистоты. «Она же, наклонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая »,- пишет преподобный Нестор. Святая Ольга вернулась в Киев, взяв с собой святой крест, иконы, Богослужебные книги. Здесь началось ее апостольское служение. Она привела ко Христу и святому Крещению многих киевлян, предпринимала попытки повлиять на сына, убежденного язычника, малодушно боявшегося осуждения дружины. Но князь Святослав остался глух к призывам матери. Не принуждая сына, святая Ольга молилась со смирением: «Воля Божья да будет. Аще Бог хощет помиловати рода моего и земле русския, да возложит им на сердце обратитися к Богу, яко же и мне Бог дарова». Святая Ольга построила в Киеве, на могиле князя Аскольда, храм во имя Святителя Николая, заложила деревянный храм во имя Святой Софии Премудрости Божией. Затем с проповедью святой веры святая княгиня отправилась на север. По пути она сокрушала идолов и на местах языческих капищ устанавливала каменные кресты, от которых для вразумления язычников происходили многочисленные чудотворения. При впадении в реку Великую реки Псковы святая Ольга увидела «луч Трисиятельного Божества » - знамение попечения Божия о Руси. Блаженная княгиня поставила на том месте крест и основала храм во Имя Святой Живоначальной Троицы. Она пророчески возвестила о том, что здесь будет воздвигнут «град велик». Исторически достоверно, что святая равноапостольная Ольга явилась основательницей Пскова. По возвращении в Киев она отправила много золота и серебра на постройку псковского храма. В конце жизни блаженная Ольга претерпела много скорбей. Святослав, не принявший святое Крещение, покинул престарелую мать и переселился в город Переяславец на Дунае. Кроме того, он мешал ее мероприятиям по утверждению Христианства на Руси. В 968 году Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, в числе которых был князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая княгиня, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди. 24 июля 969 года святая Ольга преставилась ко Господу, завещав не устраивать по себе тризны, а совершить погребение по-христиански. Через 19 лет внук святой княгини Ольги святой равноапостольный великий князь Владимир принял Крещение. Он построил в Киеве каменный храм в честь Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь), куда были перенесены нетленные мощи святой равноапостольной Ольги. Над ее гробницей было устроено оконце, которое открывалось само, если к мощам подходили с верою. По вере христиане сподоблялись видеть светозарные мощи святой княгини и получать от них исцеления. Русский народ чтит святую равноапостольную Ольгу как основоположницу христианства на Руси, обращаясь к ней словами преподобного Нестора: «радуйся, русское познание Бога, начало нашего с Ним примирения». МОЛИТВА СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ КНЯГИНЕ ОЛЬГЕ О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временной жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временной и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. МОЛИТВА ВТОРАЯ О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога, и восприяла еси святое Крещение, и положила еси начало просвещению земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальница наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о отечестве Всероссийстем, воинстве и всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли Премилосерднаго Царя небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, татися же в путях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смеротоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворения воздуха и плодоносие земли, да сохранит страну нашу от всех козней и навет вражиих, да соблюдет в судеях и правителех правду и милость, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение, о еже усердно службы своя исполняти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы. Да, тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на Небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Киевская правительница Ольга, первая из принявших крещение русских князей, почитается в православном мире как заступница и распространительница православной веры на Руси.

24 июля церковь вспоминает святую княгиню Ольгу, жену великого князя Игоря и мудрую правительницу, ратовавшую за благополучие своего народа. После смерти мужа она взяла бразды правления и воспитала будущего князя Святослава. В истории Ольга прослыла мудрой правительницей, которая помогла Киевской Руси встать на ноги и расширила границы своих владений не без помощи сына, часто отправляющегося в боевые походы.

История княгини Ольги

Княгиня первой приняла православие, но не отошла от мирских дел, а с еще большим рвением и Божьей помощью стала улучшать жизнь в своем княжестве. Ей была внедрена новая система сбора податей, благодаря которым произошло множество улучшений в сфере торговли. Во время княжения Ольги были укреплены многие города, проведена граница Киевской Руси, началось строительство первых зданий из камня.

В церковных документах сохранилось упоминание о принятии христианства Ольгой, которое состоялось в промежутке между 955 и 957 годами. В новой религии она получила имя Елена, под которым ее крестил патриарх Феофилакт.

После принятия новой религии Ольга вернулась в Киев и повелела начать строительство православных церквей и храмов, в которые начали приходить люди, проникшись доверием к новой религии. Современные киевляне обязаны княгине за строительство Софийского собора. Его княгиня Ольга заложила во время своего правления и посвятила памяти святой Софии. Деревянный собор претерпевал изменения и был восстановлен после пожара, когда правнук Ольги Ярослав Мудрый повелел воздвигнуть каменный храм на месте пожарища.

Святую княгиню Ольгу похоронили в 969 году согласно христианскому обряду. Причисление ее к лику святых состоялось в шестнадцатом веке, и она стала одной из шести женщин, которые удостоились чести быть канонизированными церковью.

Почитание княгини Ольги в 2018 году

Ежегодно 24 июля совершают литургию, посвященную памяти киевской княгини Ольги. Она выступает покровительницей всех христиан, а особенно тех, кто только пришел к вере и совершил таинство крещения. Наибольшее число паломников в день памяти наблюдается в Пскове, городе, который считается родиной этой святой.

Перед иконой святой Ольги молятся вдовы и матери сыновей, чьи дети служат на защите нашей страны. Просят покровительства и защиты матери всех детей, молясь за здоровье и благополучие своих чад. Молитвы святой помогают укрепиться в вере и противостоять любому злу. Равноапостольная Ольга считается покровительницей всех, кто носит такое имя, и лучшим подарком для них будет икона с ликом святой. Вознести молитвенные слова от чистого сердца в этот день может каждый:

«Святая равноапостольная Ольга, прими искренние молитвы от раба божьего (имя), смиренно стоящего перед ликом твоим. Спаси и помоги, святая, избави от печалей и бед, защити от врагов и помолись пред Господом о чадах моих. Даруй мне укрепление в вере и милость свою, дабы продолжал я прославлять Господа нашего Всемогущего и полагался на великодушие его. Аминь».

В этот день каждая мать может защитить своего ребенка от любых невзгод, вознеся Высшим Силам молитвы о защите и покровительстве. Священнослужители призывают каждого отказаться от злословия и провести день со своей семьей, прося у Господа милости. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

24 июля по новому стилю отмечается память Святой равноапостольной Ольги (в крещении - Елена) - киевской княгини, жены киевского князя Игоря, которая считается покровительницей России и духовной матерью русского народа.

О личности Ольги, как ни грустно, нам известно очень мало. Почти ничего. Разные источники выдают разные версии её пр

оисхождения. Наверное, самая романтическая изложена в «Повести временных лет» летописца Нестора, которая повествует, что будущая княгиня Ольга родилась в деревне Выбуты под Псковом. Родители её были простыми людьми, а сама Ольга в юности была перевозчицей через реку.

И вот юный князь Игорь после охоты в Псковских лесах захотел переправиться через реку. Лодки у него не было, поэтому, увидев на реке лодку, управляемую юношей, князь его окликнул и повелел перевезти себя на другой берег. Но, оказавшись в лодке, Игорь понял, что ошибся, и правит ей не юноша, а красивая отроковица, к которой князь и воспылал плотской страстью и решил немедленно соблазнить её.

На что девушка ответила князю: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание!» Считается, что девушке в то время было 14-15 лет. И, скорее всего, уже тогда Ольга была не только красива и умна, но и обладала сильным характером и даром убеждения. Князь усовестился и не стал больше домогаться благоразумной перевозчицы.

Этой же версии придерживался и Карамзин, считавшей Ольгу женщиной из простого русского рода. Однако поверить в эту историю сложно, потому как принцы женятся на золушках только в сказках…

В другой летописи сообщается, что Игорь взял себе жену из Плескова в 903 году. И тут опять версии расходятся. То ли это был Плесков в смысле Псков, то ли болгарский город Плиску.

Иоакимовская летопись говорит, что Ольга происходит из рода князей Изборских, то есть из одной из древнерусских княжеских династий, которых было много на Руси в X—XI веках, но которые были вытеснены Рюриковичами. И что Ольга была внучкой легендарного славянского князя Гостомысла, по совету которого призваны были варяги княжить в Новгороде. Семья Ольги была языческой. Имя ей было дано варяжское - Хельга, что было переиначено в русское - Вольга, Ольга.

Некоторые летописи сообщают, что до замужества Ольга носила имя Прекраса, а Ольгой была названа в честь Олега, который устроил её брак с Игорем.

Почти все историки сходятся во мнении, что родителям удалось вырастить девушку благоразумной, честной и мужественной. Она отличалась глубоким умом и целомудрием.

И, наконец, ещё одна версия утверждает, что Ольга была норманнской княжной по имени Хельга, воспитанницей самого Вещего Олега, потому он и отдал её в жёны Игорю, тоже своему воспитаннику, в 903 году. В подтверждении этой теории приводится тот факт, что варяжские дружины не только уважали Ольгу, но и повиновались ей. В её правление не было никаких попыток заговоров и отъёма власти.

Если рассуждать логически, то неравный брак противоречил династии Рюриковичей. Поэтому можно с чистой совестью поверить «Повести временных лет» в том, что в 903 году Ольгу выдали замуж за князя Игоря по расчёту. Вскоре после свадьбы Игорь отправился в поход на греков, и пока муж воевал, Ольга родила сына Святослава, который будет их единственным ребёнком и прославится своими военными походами.

Как на самом деле складывались семейные отношения князя и княгини, сказать трудно. Летописи говорят, что палаты княгини на высоком берегу Днепра прозвали Ольгиным городком, и именно сюда довольно быстро из Киевского Игорева двора переместился центр государственной жизни древней Руси. Тем более что Игорь большую часть времени проводил в боевых походах, и Ольге волей-неволей пришлось научиться разбираться и в политических интригах, и принимать послов, и разбираться с наместниками. Скорее всего, князя это вполне устраивало. Вероятно, сильное женское плечо оказалось как никогда кстати. Князь воевал, занимался внешней политикой государства, а княгиня управлялась делами внутри княжества.

Некоторые летописи упоминают вскользь, что вроде бы у князя, кроме Ольги, были и другие жены. И ссылаются на то, что к 40-м годам X века Ольга и Игорь жили раздельно. Игорь оставался Киевским князем, а Ольга была княгиней Вышгорода. Тем более во времена князя Игоря многоженство было будничным явлением. Но другие летописцы уверяют, что никаких доказательств существования каких-либо других жён, кроме Ольги, не сохранилось. К тому же, судя по сохранившимся источникам, Игорь весьма лояльно относился к христианской религии. Именно при нём вера во Христа набирала силу, так, сохранился текст договора Игоря с греками 944 года, который и приводится в «Повести временных лет», описывая события 6453 (945) года.

По закону того времени мирный договор с Константинополем должен был утверждаться обеими религиозными общинами Киева: «Русь крещёная», то есть христиане, приводились к присяге в соборном храме святого пророка Божия Илии, а «Русь некрещёная», язычники, клялись на оружии в святилище Перуна Громовержца. Так вот, христиане поставлены в документе на первом месте. Отсюда следует, что когда договор 944 года составлялся в Царьграде, князь Игорь и его приближённые к христианству относились с пониманием. Хотя, конечно, официальное положение князя не позволяло Игорю лично принять новую веру. Народ и элита княжества в то время ещё не созрела для принятия христианства.

А в 945 году князь Игорь был убит древлянами за попытку собрать двойную дань. Убив князя, древляне решили, что теперь они никому ничего не должны и неплохо было бы прибрать и Киевский престол к своим рукам. По славянским традициям древляне отправили к Ольге послов с предложением выйти замуж за правителя древлян Мала. Скорее всего, Ольга сильно горевала по мужу, к тому же она явно не собиралась отдавать кому-то власть и поэтому жестоко отомстила за смерть Игоря. Она дала понять наивным древлянам, что согласна обсудить вопрос о замужестве. Так заявила она явившимся переговорщикам: «Мне приятна речь ваша. Завтра окажу вам всю должную честь. Теперь возвратитесь в ладию свою и, когда мои люди придут за вами, велите им нести себя на руках». И в это самое время приказала выкопать за городом огромную яму. А утром послы сели в ладью, которую понесли дружинники, и были сброшены в яму. Ольга же спросила: «Хороша ли честь?» И похоронила их заживо. Второе посольство древлян княгиня заживо сожгла в бане.

Затем Ольга приехала в Древлянскую землю, чтобы устроить тризну на могиле мужа, куда пригласила и древлян. По её приказу дружинники напоили древлян допьяна, и потом иссекли их мечами («Повесть временных лет» называет цифру убитых — 5000 человек).

Затем, в 946 году, Ольга вместе с малолетним Святославом осадила древлянскую столицу - город Искоростеня. Потребовала у жителей в виде дани по три голубя и три воробья с каждого двора. Те и отдали ей, что она требовала. И тогда город Искоростень Ольга подожгла, привязав к ногам голубей и воробьёв горящую паклю. Когда же город загорелся и жители, пытаясь спастись, бросились бежать из города, пощады им не было. Ольга приказала жестоко расправиться с ними — одних убили, других Ольга отдала в рабство своим дружинникам, а третьих обложила «тяжкой данью». Такое поведение Ольги объясняется принятой в те времена у руссов кровной местью.

После всего этого она воцарилась полновластной хозяйкой в земле русской. И, как повествует Житие: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечения, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».

Учёные историки сходятся во мнении, что правление княгини Ольги при малолетнем Святославе было более успешным, чем правление её мужа Игоря. Собственно, и повзрослевший Святослав поступал так же, как его отец, он интересовался только военными походами, а управление русскими землями оставил в руках княгини Ольги. Ольге удалось подчинить славянские племена власти Киева. Все земли, находящиеся под властью Киева, Ольга поделила на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский наместник - «тиун». В 947 году княгиня вместо полюдья установила твёрдые размеры дани для древлян и новгородцев и организовала пункты сбора дани. Можно сказать, что это было установлением на Руси первой системы налогообложения. Две трети собранной дани шло в распоряжение киевского веча, третья шла на военные цели.

Весьма высоко деятельность Ольги как правительницы оценивал С.М. Соловьев. Русь при её правлении и выросла, и окрепла. Были построены города-крепости, окружённые каменными и дубовыми стенами. Были установлены первые государственные границы. Появились заставы. Чужестранцы везли на Русь свои товары, а немцы и скандинавы поступали служить в русское войско. Киевская Русь при княгине Ольге стала великой державой. Сама княгиня по-прежнему проживала в Ольгином городке, окружённая верной дружиной.

Но великая княгиня тяготилась язычеством. Она понимала, что государству для процветания недостаточно военной мощи, нужно духовное просвещение. И тогда, в середине 50-х годов Х века, оставив Киев на взрослого сына, отправилась она с большим посольством в Византию, в Константинополь, где крестилась от Патриарха Феофилакта, её восприемником был сам Император Константин Багрянородный. При крещении Ольга получила новое имя - Елена. Вернувшись на родину с иконами, богослужебными книгами, княгиня стала способствовать распространению на Руси христианства, Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске.

У реки Великой княгине было виденье: будто с неба сходят «три светлых луча», после чего на этом месте Ольга повелела поставить церковь во имя Святой троицы. Ольга надеялась, что сын Святослав сочетается браком с византийской царевной, но он категорически отверг эту возможность. Да и отношения с византийским императором складывались не совсем гладко, так, Константин отказался восстановить митрополию в Киеве, существовавшую при Аскольде. И Ольга обратилась к будущему основателю Германской империи королю Оттону с просьбой прислать миссию в Киев. Оттон пошёл Ольге навстречу, но, увы, её сын, князь Святослав, убежденный язычник, как не обращалась к нему Ольга, говоря: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если и ты познаешь - будешь радоваться», оказался в стане сторонников язычества в Киеве. Он приказал убить племянника княгини Глеба, были также разрушены некоторые христианские храмы, возведённые княгиней.

Есть и такая версия, что изгнания римских посланников потребовала христианская община руссов, переселившаяся в Киев из Моравии, откуда они были изгнаны римскими епископами. Из-за этой вражды в Киеве существовало неприятие римско-католической церкви. Не желая ссориться с сыном, Ольга тайно держала при себе священника. Но она была уверена, что вскоре Русь будет обращена в христианство. Как ни спорила Ольга с сыном относительно веры, она любила его, помогала и поддерживала в политике и радовалась его военным победам. И почти полностью посвятила себя воспитанию внуков, прививая им любовь к христианской вере.

В 968 году Киев осадили печенеги, Ольга, вместе с внуками Ярополком, Олегом и Владимиром и со всеми киевлянами заперлась в городе, но вода и еда быстро убывали. К счастью, на помощь подоспел Святослав и обратил врагов в бегство. Ольга уже была тяжело больна и упросила сына не покидать Киев до её кончины. А ещё материнское сердце предчувствовало страшную гибель единственного сына. Святослав до последнего оставался у постели матери.

Скончалась Ольга в глубокой старости 11 июля 969 года по старому стилю. Летопись сообщает, что «плакали все по ней плачем великим - сын её и внуки и все люди». После кончины Ольги сын Святослав выполнил её просьбу - похоронил её по христианскому обычаю. К сожалению, сам Святослав вскоре был убит печенежским князем Курей, который отсёк голову князя и из его черепа сделал себе чашу, оковал её золотом и пил из неё во время пиров.

Любимый внук Ольги - святой равноапостольный князь Владимир Святославович крестил Русь, и в 1000 году повелел положить нетленные мощи бабушки в каменный саркофаг и перенести в Десятинный храм Успения в Киеве.

Уже в XI веке многие русские люди и священники хотели прославить княгиню Ольгу как православную святую. И в 1547 году Ольга как первая русская правительница-христианка была причислена Русской Православной Церковью к лику равноапостольных святых, то есть сделалась равной апостолам, ближайшим единомышленникам самого Иисуса Христа.

Оригинал записи и комментарии на

В 903 году она стала супругой Киевского князя Игоря. После убийства Игоря восставшим племенем древлян в 945 году, Ольга берет на себя руководство державой при трехлетнем сыне Святославе. Княгиня Ольга вошла в историю как созидательница государственной и культурной жизни в Киевской Руси.

В 954 году святая Ольга посетила Царьград, где ее с почетом принял император Константин VII Багрянородный. Она была поражена величием и красотой храмов древнего Константинополя. Вскоре она приняла таинство крещения, которое над ней совершил патриарх Феофилакт, а восприемником был сам император.

По возвращении на Русь Ольга начинает строить первые храмы. Святая равноапостольная княгиня Ольга преставилась в 969 году. Со временем ее останки были перенесены святым равноапостольным князем Владимиром в Десятинную церковь в Киеве.

В саркофаге, в котором находились мощи святой княгини Ольги, было оконце. Когда кто-нибудь приходил к гробнице с верой – оно само собой открывалось и было видно тело блаженной княгини, которое светилось подобно солнцу. Многие люди получали исцеления от различных болезней. Мощи были скрыты под спудом, то есть, под развалинами храма после нашествия татар на Киев в 1240 году.

Согласно преданию, они были вновь открыты святителем Петром Могилой в XVII веке, но уже к XVIII веку были окончательно утеряны. Княгиню Ольгу почитают как покровительницу вдов, а также новообращенных в вере.

Тропарь

Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси, древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши, Ольго приснославная.

Проект "Православные праздники" реализован "УНИАН-Религии" при содействии Киевской Духовной Академии и Семинарии. При использовании материала ссылка на источник обязательна.

Равноапостольная княгиня Ольга вошла в историю как созидательница государственности и культуры Киевской Руси. Большая часть ее трудов была направлена на собирание воедино славянских земель. Церковь же прославляет святую Ольгу как особо потрудившуюся в деле проповеди христианства.

Память Княгини Ольги русская православная церковь отмечает 24 июля (11 июля по старому стилю).

Княгини Ольга, некогда принесшая на Русь свет христианской веры, родилась на древней Псковской земле, в селении Выбутовская весь. Точная дата ее рождения неизвестна.

Согласно «Житию», ее родители были незнатного происхождения «от языка варяжска», то есть, возможно, их родиной была Скандинавия. О детстве и юных годах будущей правительницы Руси тоже ничего не известно. Первое событие, связанное с ее жизнью, которое описывается в летописях, - это брак Ольги и князя Киевского Игоря Рюриковича. Об их встрече и начале любви сохранилось известное предание, которое, впрочем, не подтверждено документально.

Однажды князь Игорь охотился в Псковской земле. На противоположном берегу одной большой реки он увидел охотничьи угодил, однако ему не на чем было туда переправиться. В это время по реке проплывал в лодке некий юноша. Князь попросил перевезти его на другой берег. Когда они вместе плыли через реку, князь пригляделся внимательнее к гребцу и увидел, что это не юноша, а молодая девушка - юная Ольга. Игоря поразила сс красота, и он захотел познакомиться с ней поближе. Однако речи князя были столь нескромными, что девушка осекла их своим твердым намерением лучше утопиться, чем стерпеть возможное поругание. Смелость и твердость характера Ольги еще больше поразили князя, и он более не приставал к ней до самого окончания их пути. Вскоре после этого Игорь вернулся в Киев, где находился его двор, хотя из-за юности князя правил всем его дядя Олег. Через некоторое время, когда настала молодому князю пора жениться, он пожелал видеть своей невестой именно Ольгу, за которой и послал гонцов в Псковскую землю.

Время женитьбы Игоря на Ольге также нельзя назвать точно. Если верить «Повести временных лет», это произошло в 903 году. Однако эта дата неоднократно оспаривалась историками в связи с тем, что своего сына Святослава она родила только в 942 году, то есть в 51 год, что выглядит, очевидно, крайне странно. По мнению исследователей, наиболее вероятно, что эта дата - 903 год - возникла уже позже, когда изначальные древнерусские летописи пытались привести в относительно стройный хронологический порядок.

Следующее известное событие, связанное с княгиней Ольгой, - это ее месть племени древлян за убийство мужа. В 945 году князь Игорь отравился за полюдьем в Древлянскую землю. Однако вместо обычной нормы он потребовал двойную, что вызвало негодование людей. Древляне убили князя недалеко от города Искоростеня, когда тот с дружиной пришел за второй нормой. Именно за это убийство и отомстила княгиня Ольга, проявив себя как жесткий политик и в то же время как умелый военный начальник. Многие жители Искоростеня были убиты, другие попали в плен, а оставшиеся были обложены новой данью. Однако важно заметить, что все эти события произошли, когда Ольга была еще язычницей и поступала в соответствии е правами своей веры, где главенствовал культ силы и власти.

В то же время война с древлянами имела и важное государственное значение, так как привела к реформам в молодом русском государстве. В это время формально власть принадлежала малолетнему сыну Ольги - Святославу, однако в реальности правила именно княгиня. После событий в Искоростене она изменила систему сбора дани. Прежнее неконтролируемое полюдье было заменено строго упорядоченным сбором оброков и даней на особых княжеских погостах. Причем отныне две трети всех налогов шли именно на развитие государства, а остальное - на нужды княжеского двора.

В середине 10 века произошло событие, которое оказало влияние на всю последующую жизнь княгини: Ольга познакомилась с христианством. О причинах обращения княгини к новой вере есть различные версии. Часть исследователей считают, что выбор был сделан по личным убеждениям Ольги, которая приняла учение Христа всей своей душой и сердцем. Другие уверены, что на выбор изначально повлияли политические причины - желание объединить государство путем введения единой веры, стремление выйти на мировую арену и прочее. Однако в чем сходятся все - принятие княгиней Ольгой христианства было шагом осознанным и добровольным.

Крестилась Ольга в столице Византии - Константинополе, предположительно в 957 году, в правление императора Константина Багрянородного (905-959). В крещении она получила имя Елена. Ее назвали так в честь первой царицы-христианки, матери равноапостольного императора Константина Великого, жившего в 4 веке. Крестным отцом княгини стал сам император Константин Багрянородный. После крещения Ольга также приняла благословение константинопольского патриарха Полиевкта, который, по преданию, сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет, а тьму оставила».

Во время пребывания княгини в столице Византии у нее прошли переговоры е императором. Предположительно был заключен договор об отправке в империю русских воинов, в которых очень нуждались. Однако, несмотря на принятие христианства, собственно пребыванием в Константинополе Ольга осталась не очень довольна, так как, в частности, ей пришлось очень долго ждать аудиенции у правителя. Когда впоследствии в Киев приехали послы из Византии, она встретила их не очень радушно. После возвращения на Русь Ольга попыталась распространить христианство среди своего народа. Она построила несколько церквей в Киеве, Пскове и ряде других городов.

Пыталась она обратить в новую веру и своего сына. Однако Святослав, будучи полководцем, в дружине которого были в основном язычники, не принял христианства. Он боялся, что над ним станут смеяться его собственные воины. Впрочем, другим принимать новую веру он не запрещал. В любом случае, миссионерские труды княгини не прошли даром. В Киеве и других русских городах христиан постепенно становилось все больше и больше, появлялись они и при княжеском дворе. Во многом будущий выбор князя Владимира, крестившего Русь менее чем через полвека после этого, был определен и предрешен влиянием его бабушки, княгини Ольги.

В 969 году княгиня вместе с киевлянами выдержала нашествие печенегов. В этот момент в городе не было Святослава е дружиной, однако благодаря помощи небольшого русского войска воеводы Претича, которое в тот момент оказалось поблизости, нашествие степняков удалось отбить. К тому моменту Ольга уже сильно болела. Почувствовав, что приближается ее кончина, она причастилась Христовых Таин и стала молиться Спасителю и Божией Матери. 11 июля 969 года княгиня умерла. Похоронена она была, как и завещала, по христианскому обряду.

В 1007 году сс внук, князь Владимир, перенес мощи княгини в киевскую церковь Пресвятой Богородицы (Десятинную). Княгиня стала почитаться как святая почти сразу же, однако сс официальная канонизация произошла позднее. В 1547 году святая Ольга была причислена клику равпоапостольных за те труды в распространении веры, что она совершила.

Икона Святой Равноапостольной Княгине Ольге

Молитва Равноапостальной Княгине Ольге

«О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога, и восприяла еси святое Крещение, и положила еси начало просвещению земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальница наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о отечестве Всероссийстем, воинстве и всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли Премилосердпго Царя небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, вуо еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, татися же во путях спасения и истины, нецклоннаго исполнения заповедей Божиих и усавов святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смеротоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворенияе воздуха и плодоносие земли, да сохранит страну нашу от всех козней и навет вражиих, да соблюдет в судеях и правителех правду и милость, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение, о еже усердно службы своя исполняти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы. Да, тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на Небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь».

Вторая молитва Княгине Ольге

«О, святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице русская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице! К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставит я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия вразуми, испроси нам у всещедраго Бога вся благая и полезная жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечном Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Третья молитва Святой Княгине Ольге

«О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».

Загрузка...