ulybika.ru

Что такое сретение господне. Елизавета Киктенко: Сретение Господне (15.02.2019)

Праздник установлен в память о встрече Младенца Иисуса со старцем Симеоном, описанной в Евангелии от Луки, которая произошла на 40-й день после Рождества.

Слово "сретение" с древнеславянского переводится как "встреча".

Данный праздник относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает ряд рождественских праздников.

Расскажет, что за праздник Сретение Господне, а также о традициях и приметах, связанных с ним.

Что за праздник Сретение Господне

Согласно Евангелию, Пресвятая Богородица на 40-й день после Рождества Христова, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.

По ветхозаветному закону женщине, родившей младенца мужского пола, запрещалось входить в храм Божий в течение 40 дней. Затем она приходила с младенцем в храм, куда приносила очистительную и благодарственную жертву Господу.

Пресвятая Дева Мария, которая не нуждалась в очищении, подчинилась предписанию закона по глубокому смирению.

© photo: Sputnik / V. Robinov

Фреска "Сретение" XVIII века

Когда Богоматерь с младенцем на руках переступила порог храма, к ней подошел древний старик. Это был самый старый человек в Иерусалиме, которого звали Симеон, что в переводе с древнееврейского означает "слышание".

По преданию, Святой Дух привел в Иерусалимский храм Симеона, который был одним из 72 книжников, которые перевели Библию с еврейского на греческий, в год, когда ему исполнилось 360 лет (по другим источникам около 300 лет).

Много лет назад Симеон, когда переводил книгу пророка Исаи, усомнился, что дева сможет родить, и Духом Святым было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не убедится лично, что пророчество истинно.

© photo: Sputnik /

Изображение святого Семеона. Фрагмент иконы "Сретение" из села Лаилаши.

Поэтому благочестивый старец по внушению свыше пришел в храм в то время, когда Дева Мария и праведный Иосиф принесли туда для исполнения законного обряда Младенца Иисуса.

Взяв Богомладенца на руки, праведник благословил его и понял — исполнились пророчество и теперь он мог спокойно умереть, так как долгожданный Мессия, о котором писали пророки в течение сотен лет, это Младенец на руках Девы Марии.

Симеона Церковь назвала Богоприимцем и прославила как Святого.

Престарелая вдова пророчица Анна, жившая при Иерусалимском храме, свидетельствовала об этом. Слова, сказанные в момент встречи Симеоном, стали частью православного богослужения.

История праздника

Несмотря на то, что Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских торжеств, в первые века христианства его праздновали не так торжественно.

На христианском Востоке самые ранние свидетельства о праздновании Сретения относятся к концу IV века. В Иерусалиме в то время оно не было еще самостоятельным праздником и называлось "сороковым днем от Богоявления".

© photo: Sputnik / Eduard Pesov

Икона с изображением "Сретение". XII век. Грузинская перегородчатая эмаль

В 528 году в Антиохии при императоре Юстиниане (527 — 565) произошло землетрясение, из-за которого погибли много людей. За ним последовало другое несчастье — моровая язва, которая в 544 году ежедневно уносила по несколько тысяч человек.

Одному из благочестивых христиан в эти дни всенародного бедствия было открыто, чтобы Сретение Господне праздновали торжественнее.

Бедствия в Византии прекратились, когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход. Церковь в благодарность Богу установила правило праздновать Сретение Господне торжественнее и внесла в число основных праздников в 544 году.

Праздник Сретения имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. Православная церковь на следующий день - 16 февраля, поминает праведного Симеона, названного Богоприимцем, и Анну пророчицу — Святых, чей личный духовный подвиг был непосредственно связан с событиями Сретения.

Традиции и приметы

В праздник Сретения Господня в церквях, помимо праздничного богослужения, иногда совершают крестный ход, а также освящают церковные свечи. В православную церковь этот обычай пришел в 1646 году от католиков.

Люди приходили в храм, воздавали благодарность небесам, а также забирали домой свечи, чтобы зажигать их во время чтения молитв, так как верили, что свечи, освященные в праздник Сретения Господня, могут защитить дом от молнии и пожара.

После праздника крестьяне начинали готовиться к весне — готовили семена к посеву, белили плодовые деревья, выгоняли скотину из хлева в загон и так далее. В деревнях помимо работ по хозяйству, конечно же, проводили гулянья.

В старину люди верили, что зима с весной встречается на Сретение Господне, о чем свидетельствуют множество поговорок — "в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила", "на Сретение зима с весною встретилась".

Не мало примет на Руси было связано с праздником - по ним крестьяне судили о наступающих весне и лете, о погоде и урожае и определяли сроки начала весенних полевых работ.

Так, например, если на Сретение Господне стоит холодная погода, то холодной будет и весна, но если ожидается оттепель, то и весна будет теплой.

В любом случае, Сретение Господне — для людей всегда было радостью расставания с зимой и ожиданием нового урожайного года.

Кстати, Сретенскими в народе называли как последние зимние морозы, так и первые весенние оттепели.

Симеоново проречение

Праздник Сретения Господня равноценный как для Спасителя, так и для Девы Марии.

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец" или "Симеоново проречение", символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона, которое он изрек после того, как взял на руки Богомладенца и благословил Святого Иосифа и Пречистую Деву Марию: "Тебе Самой оружие пройдет душу".

Душу Богоматери поразит некое "оружие" печали и сердечной боли, подобно тому как пронзят гвоздями и копьем Христа, когда Она увидит страдания Сына.

Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких "символических" икон Богородицы, и все прибегающие с молитвою к ним чувствуют, как душевные и телесные страдания облегчаются.

Происходит икона "Умягчение злых сердец", предположительно, из Юго-Западной Руси, но исторических данных, где и когда она явилась, нет.

На иконе обычно изображается Божия Матерь, сердце которой пронзают семь мечей — по три справа и слева и один снизу. Выбор образа меча на иконе связан в человеческом представлении с пролитием крови.

В Священном Писании число "семь" означает "полноту" чего-либо, в данном случае — полноту всего того горя, которые Пресвятая Дева перенесла в Ее земной жизни.

Празднование иконе "Умягчение злых сердец" совершается в Неделю Всех Святых (в первое воскресенье после Троицы).

Молитва

О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

В православной, равно как и в католической, христианской культуре есть немало праздников, имеющих большое значение для верующих людей. Одним из них является Сретение Господне. В этот день вспоминается известное многим людям библейское событие. Поэтому вопрос: «Сретение Господне - что за праздник?» - однозначно заслуживает внимания.

Истоки

В русскоязычной православной культуре уже многие годы отмечают 15 февраля Сретение Господне. Этот праздник уходит корнями в традиции западных и восточных стран (IV-V в). Именно тогда Сретение Господне стало одной из двенадцати ключевых дат, которые были внесены в православный календарь. В этот особенный день все, кто имеет веру в Христа, с почтением вспоминают те события, которые в свое время описал евангелист Лука. Речь идет об особенной встрече младенца Иисуса и праведника Симеона.

Что означает Сретение Господне

По сути, само слово «сретение» можно перевести как «встреча». Что касается истории, которая и послужила причиной возникновения праздника, то началась она почти 2000 лет назад, когда Дева Мария пришла в с маленьким Иисусом. Будущему Спасителю мира на тот момент было всего лишь сорок дней от роду. Согласно закону Моисееву, женщина, родившая младенца мужского пола, должна была прийти в Храм и там принести очистительную и благодарственную жертву. Именно это и сделала Мария. Хотя тот факт, что она зачала ребенка от Духа Святого, избавлял ее от необходимости приносить жертву очищения.

Так случилось, что в Иерусалиме на тот момент жил старец Симеон, получивший от Всевышнего следующее откровение: он не покинет эту бренную землю до тех пор, пока не увидит Спасителя мира. Будучи вдохновлен Отцом Небесным, Симеон пришел в Храм именно тогда, когда Мария была там с младенцем Иисусом. Увидев маленького Христа, праведный старец взял Его на свои руки и провозгласил, что его очи увидели спасение от Бога.

Поэтому, отвечая на вопрос: «Сретение Господне - что это?» - стоит говорить именно о встрече Богомладенца и праведного Симеона в храме Иерусалима. Еще одно значение слова «сретение» - это «радость», причиной которой служит спасение, принесенное нашему миру Христом.

Важность встречи

Тем, кто не искушен в христианстве, может показаться немного странным тот факт, что встрече Симеона и младенца Иисуса придается такое большое значение. На самом деле столь пристальное внимание, уделяемое верующими празднику Сретения Господня, более чем логично.

Суть в том, что почти все ветхозаветные пророки находились в ожидании пришествия Мессии - который освободит свой народ. И поэтому встреча Симеона с рожденным Христом есть не что иное, как исполнение пророчества, в которое верили многие мужи и жены Божьи, жившие во времена

Более подробно о Симеоне Богоприимце

Пытаясь разобраться в вопросе о том, Сретение Господне - что за праздник и в чем его ценность, стоит уделить больше внимания одной из ключевых фигур библейской истории, связанной с этой датой (15 февраля). Если обратиться к преданию, то можно будет узнать, что встретивший Марию в Храме старец Симеон имел возраст 360 лет. Его имя означает не что иное, как «слышание». Более того, он считается одним из 72 книжников, получивших от египетского царя Птолемея II повеление перевести Священные Писания с древнееврейского на греческий язык.

Именно во время работы над переводом Симеон и прочитал пророчество, в котором говорилось, что дева родит сына - Спасителя мира. Израильский пророк хотел изменить слово «дева» (девственница) на «жена» (женщина), но ангел, явившийся ему, не дал этого сделать. Послушавшись небесного посланника, Симеон получил от него обещание, что лично сможет увидеть пророчество исполненным.

День Сретения Господнего стал для пророка воплощением обещанного ангелом.

Анна-пророчица

В Библии есть еще один персонаж, который имеет отношение к известному празднику. Речь идет об Анне-пророчице. Разбираясь в том, что означает праздник Сретение Господне, ей также важно уделить внимание. В день, когда младенец Иисус был принесен в Храм, к его матери - Деве Марии - подошла вдова, которой на тот момент было уже 84 года.

Она часто озвучивала перед горожанами мудрые речи о Боге, за что ее и стали называть Анна-пророчица. Именно эта женщина, подойдя к маленькому Христу, поклонилась ему и, выйдя из храма, стала рассказывать жителям города о том, что пришел Мессия, который избавит Израиль.

Исторические доказательства почитания праздника Сретения Господня

Если изучить рукописи, оставшиеся от прошлых поколений, то можно обнаружить интересный факт. Суть его сводится к тому, что в IV веке западной паломницей Эстерией был написан труд «Паломничество ко святым местам». Это фактически самое древнее исторически достоверное свидетельство того, что Сретение Господне имело церковно-богослужебное чествование на христианском Востоке. При этом рукопись Эстерии не дает празднику собственного литургического заголовка, определяя его как сороковой день от Богоявления. Но зато сам процесс торжества, проводимого в честь Сретения, описывается более чем эмоционально.

А вот второй памятник, который придает празднику специальный литургический характер, уходит своими корнями в Иерусалим. Речь идет об армянском Лекционарии. Именно в нем был засвидетельствован факт богослужебно-уставной практики начала V века. На основе данной информации можно сделать очевидный вывод: в IV-V веках Сретение Господне определялось в Иерусалимской церкви как праздник, почитаемый именно в этой местности.

Актуальные приметы

Если рассматривать вопрос: «Сретение Господне - что это?» - исключительно в народном формате, то можно будет заметить интересный факт: данный праздник является символом встречи зимы и весны. В связи с этим успело появиться немало примет.

Первое, что можно отнести к знакам, на которые обращают внимание 15 февраля, - это погода. Согласно поверьям, если в этот день тепло и солнечно, то стоит ждать раннюю весну. Еще в такой праздник, как Сретение Господне, приметы, касающиеся погоды, могут указывать на стойкие заморозки, если в ночь на 15 февраля будет чистое небо, на котором не видно звезд. А вот в случае звездного небосклона есть все основания ожидать быстрой весны.

Что касается здоровья, то здесь нужно обратить внимание на свечу, зажженную во время праздника: если огонь ровный и почти не двигается, то проблем с физическим состоянием не предвидится, а вот когда пламя приобретает синий цвет и колышется, то есть смысл готовиться к борьбе с заболеванием.

В такой праздник, как Сретение Господне, приметы касаются и дороги. Считается, что если в этот день человек отправился в путь, то вернется он домой нескоро. Объясняется подобное утверждение тем, что 15 февраля погода непредсказуема, может быть все - от сильных дождей до обильного снегопада. Такие осадки, разумеется, значительно усложняют передвижение.

Сретение Господне: традиции

Принято считать, что если в этот праздник от души накормить живность, то она будет быстро расти и даст хороший приплод. Также празднуемое 15 февраля Сретение Господне помогает предсказать обилие урожая: утренний снегопад в этот день является знаком к обильной жатве ранних хлебов, а дневной снег пророчит успешный посев средних.

В этот день обычно готовили семена к посеву, выгоняли живность из хлева в загон и осматривали сбрую. Также среди народа была распространена традиция использовать воду из снега, выпавшего в день Сретения, поскольку считалось, что она способна исцелить от различных болезней.

Вода, стекающая с крыш во время праздника, также имела большое значение. Ее использовали для выпечки коржей, которые после давали тем, кто страдал каким-либо недугом.

Особенности празднования

Для полноценного ответа на вопрос: «Сретение Господне - что это?» - необходимо изучить и особенность проведения этого праздника. Интересен тот факт, что большая часть служб в церкви сосредоточена на личности Богородицы. Из древних религиозных традиций до настоящего времени дошло несколько православных обрядов, не потерявших своей актуальности.

Прежде всего, происходит освящение воды и свечей непосредственно в самой церкви. С этим связано еще одно поверье: если во время грозы освященную свечу поставить перед иконой, то она будет беречь дом от удара молнии. Разбираясь в том, что означает Сретение Господне, нельзя обойти вниманием и яркие традиции празднования, во время которого звучат очень красивые богослужебные тексты. В них раскрывается суть речи пророка Симеона, равно как и прославляется оказанная ему честь увидеть младенца Иисуса. Что касается длительности празднования, то Сретение Господне длится 8 дней: с 14 (предпразднование) по 22 февраля (отдание праздника).

Разбирая вопрос: «Сретение Господне - что это?» - в формате католической традиции, стоит отметить основательный подход к проведению праздника. В этот день в храмах священники облекаются в одежды белого цвета и, перед тем как начинать торжественную мессу, проводят яркую процессию со свечами, а также совершают обряд благословения. Все, кто пришел в храм, поют песни, в которых передаются слова Симеона, сказанные Богомладенцу, а священники, проводя обряд, окропляют поющих.

Для многих верующих этот праздник является достаточно значимым, чтобы готовить поздравление. Сретение Господне фактически являетсяпочитанием пришествия Спасителя, поэтому многие стихи и сценки в этот день говорят о новой жизни, радости и весне, которая оживляет все вокруг.

Иконография Сретения

Значительный для христиан праздник - день встречи Симеона и маленького Иисуса - вдохновил художников на создание многих икон и фресок. Все они описывают тот момент, когда Дева Мария передает в руки старцу своего сына.

Икона «Сретение Господне» изображает Иосифа Обручника, который находится за спиной Богоматери и несет либо в клетке, либо в руках двух, а иногда трех голубей. Анна-пророчица также изображена на иконе за спиной Симеона.

Интересен и тот факт, что икона «Сретение Господне» либо имеет в качестве фона подножие храма, либо изображает встречу старца и Богомладенца возле престола. А на образах, написанных в более позднее время, иногда изображаются муки ада и грядущее спасение (находится в нижней части).

Значение иконы «Умягчение злых сердец»

Есть еще одна икона, которая имеет непосредственное отношение к празднику Сретения Господня. Она называется «Симеоново проречение» или «Умягчение злых сердец». На этой иконе изображен момент, когда израильский муж пророчествует Богородице, что Ей самой оружие пройдет душу. Дева Мария при этом стоит на облаке с семью мечами, которые пронзили ее сердце: три с левой стороны, три справа и один снизу. Количество мечей объясняется тем фактом, что характеризует полноту, в данном случае - страданий, сердечной боли и печали.

В целом, если рассмотреть, что означает праздник Сретение Господне, можно сделать вывод о его значительном влиянии на православную и католическую христианскую культуру. Этот день несет в себе также ощутимое духовное значение, так как символизирует встречу двух заветов: Старого, прообразом которого служит Симеон, и Нового, принесенного Спасителем.

Сретение

СРЕ́ТЕНИЕ , СРЕ́ТЕНЬЕ , -я; ср.

1. Устар. и поэт. Встреча. * Феб лучезарный из морей Поднялся.. И в сретение ему Хор громких соловьёв в густых лесах раздался (Крылов).

2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый 2(15) февраля (в память о встрече некоего старца Симеона с младенцем Иисусом).

Сре́тенский, -ая, -ое (2 зн.). С-ие морозы.

Сре́тение

один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь встречи (сретенья) с праведником Симеоном младенца Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2(15) февраля.

СРЕТЕНИЕ

СРЕ́ТЕНИЕ Господне, христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ) , посвященный воспоминанию событий, происшедших в сороковой день земной жизни Иисуса Христа, а именно встрече (слав. Сретение) Божественного Младенца в Иерусалимском Храме двумя ветхозаветными праведниками - Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей (Евангелие от Луки 2:22-39). Празднуется 2 (15) февраля. В Православной Церкви - Господский и Богородичный двунадесятый праздник (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ) .
Содержание праздника
По закону Моисееву, в сороковой день по рождении младенца мужского пола, первенца, мать должна была явиться с младенцем в храм для принесения жертвы о своем очищении, для представления младенца Богу и «выкупа», ибо по закону Моисееву все первенцы принадлежали Богу (Исход 13:12-13; Левит 12:1-8; Числа 3:13-18). В жертву приносили агнца (ягненка) и горлицу, а в случае бедности - двух горлиц, или голубиных птенцов. Выкуп же состоял из определенной законом цены (пяти сиклей). Пречистая Дева пришла в храм, чтобы исполнить все по закону. В очистительную жертву она, по своей бедности, могла принести только двух горлиц. В Иерусалимском храме младенца Иисуса встретили праведный Симеон, которому было обещано Святым Духом, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня, и вдовица Анна, восьмидесяти четырех лет, жившая при храме. Праведный Симеон взял младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Анна Пророчица возвестила о Спасителе всем, кто с верою ожидал Его.
История праздника и богослужебное празднование
Праздником Сретения завершается цикл рождественских праздников, посвященных прославлению явившегося в мир Спасителя. Древнейшим историческим свидетельством о праздновании Сретения на христианском Востоке являются записки западной паломницы в Иерусалиме конца 4 в. Сильвии, в которых Сретение еще не названо самостоятельным праздником, а именуется «сороковым днем от Богоявления». В кратких описаниях торжества, совершающегося в этот день в Иерусалиме, упоминается шествие в Храм Воскресения (как и на Пасху (см. ПАСХА христианская) ), пресвитерские и епископские проповеди с толкованием Евангелия от Луки, затем обычная Литургия (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)) и отпуст. Аналогичное название праздника зафиксировано и в армянском Лекционаре, содержавшем краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла, совершавшихся в Иерусалиме в начале 5 в. Вероятно, в это время праздник Сретения существовал в Иерусалимской церкви как местночтимый и служил отданием всего сорокадневного цикла праздников, посвященных Богоявлению.
Закрепление праздника Сретения в календаре Константинопольской Церкви произошло не ранее первой половины 6 в. при византийском императоре Юстине I (правил 518-527), учредившем его торжественное празднование. Его преемник, Юстиниан I (см. ЮСТИНИАН I Великий) , перенес праздник с 14 на 2 февраля, в соответствии с календарной традицией Римской Церкви, отмечавшей Рождество Христово 25 декабря.
В Иерусалимской традиции 5-7 вв. встречаются два основных названия праздника: Встреча Господа и праздник Очищения. Первое название закрепилось в Византии со времени официального введения там праздника Сретения, а также в григорианской традиции Рима. Второе - в многовековой богослужебной традиции папы Геласия (кон. 5 в.), согласно которой праздник именовался Очищением Блаженной Девы Марии. В Римской Церкви в древности доминировала богородичная тематика Сретения, в отличие от восточной традиции, согласно которой праздник имел статус Господского и постепенно был трансформирован в праздник Богородичный (в богослужебной литературе он иногда называется Сретение Пресвятой Богородицы). Так, согласно богослужебному Уставу, если праздник Сретения попадает на воскресенье, то служба воскресная не отменяется, а соединяется вместе с службой Сретения, как происходит и в двунадесятые Богородичные праздники.
Праздник Сретения имеет один день предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) 1 (14) февраля - и семь дней попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО) . Отдание - 9 (22) февраля.
На Западе только после 2-го Ватиканского собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ) праздник вновь стал Господским и именуется по-латыни «Представление Господне», хотя среди русских католиков сохраняется название «Сретение Господне». Одной из важных особенностей богослужения Сретения в латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) является благословение свечей, с которыми верующие стоят на Мессе (см. МЕССА) , а потом благоговейно хранят их дома в течение года (свеча в данном случае символизирует Христа - «Свет к просвящению язычников»). Обычай благословения свечей на Сретение воспринят и православными (в частности, во многих приходах Украины).
Сретение в народной традиции
В народном календаре славянских народов Сретение имело значение сезонной границы: этим праздником у восточных и западных славян отмечалась половина зимы, а в южнославянских регионах - и начало весны, с чем было связано значительное число примет погоды и урожая. Хорошая солнечная погода обычно предвещала долгую зиму, а мороз - раннюю весну; метель на Сретение обещала «подмести» все корма для скота раньше обычного и др.
У восточных (реже у западных и южных) славян о Сретении говорили: «Сретение - зима с летом встречается», в дополнение к чему рассказывали о том, как именно борются зима с летом: «Лето зиму по щеке ударяет: «полно тебе, зиме, зимовать - пора мне, лету, летовать». Восприятие Сретения как начала весны отразилось и в приметах: «На Сретение кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает» и др.
Представление о Сретении как о начале весны воплотилось в многочисленных рассказах о животных, которые в этот день якобы переворачиваются с бока на бок. Болгары рассказывали о медведице, вылезающей на Сретение из берлоги, чтобы увидеть свою тень: если день солнечный и медведица видит свою тень, она поворачивается на другой бок, чтобы продолжить сон; это означает, что еще в течение сорока дней будет холодно.
Сретение по многим параметрам сближалось с началом нового года, что отразилось в представлениях о судьбоносности встреч, случающихся в этот день: сербы верили, что если встретить в этот день здорового человека, то и весь год будешь здоров (и наоборот). В некоторых местах Сретение считалось неудачным и опасным днем: люди избегали выполнять в этот день какие-либо хозяйственные работы, чтобы не встретиться с волками. Украинцы полагали, что родившийся на Сретение будет несчастлив; у болгар беременные женщины воздерживались от работ с острыми предметами из боязни, что будущий ребенок будет иметь на теле знаки и отметины, напоминающие об этих работах.
Во всех славянских традициях большое значение придавалось свече, которую в этот день освящали в церкви. У украинцев и белорусов ее называли «громничной свечкой», ср. «Громницы» как одно из восточно- и западнославянских диалектных названий Сретения. Эту свечу хранили в течение года: ее зажигали во время грозы и града, давали в руки тяжело умирающему, ее дымом окуривали больных и чертили кресты на балках и матице, зажигали, чтобы уберечься от «ходячего» покойника; прикрепляли к посуде, из которой весной засевали; обходили с зажженной свечой скот при первом выгоне на пастбище; подпаливали детям волосы при головной боли, терли ею горло при болях; вешали над входом в дом в купальскую ночь, чтобы защититься от ведьмы, и т. д.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сретение" в других словарях:

    Встреча Словарь русских синонимов. сретение сущ., кол во синонимов: 2 встреча (50) праздник … Словарь синонимов

    Господне. По закону ветхозаветному, в 40 й день порождении младенца мужск. пола первенца, мать приносила его в храмиерусалимский, чтобы принести от себя жертву своего очищения,представить младенца Богу и выкупить его, так как по закону… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    СРЕТЕНИЕ, один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь встречи (сретенья) праведником Симеоном Мессии младенца Иисуса Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу. Отмечается на 40 й день после… … Современная энциклопедия

    Один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь встречи (сретенья) праведником Симеоном мессии ребенка Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2(15) февраля … Большой Энциклопедический словарь

    СРЕТЕНИЕ, сретения, мн. нет, ср. (действие по старин. гл. сретити встретить) (устар.). 1. Встреча (поэт. ритор.). «Феб лучезарный из морей поднялся… и в сретенье ему хор громких соловьев в густых лесах раздался.» Крылов. 2. Один из т.н.… … Толковый словарь Ушакова

    СРЕТЕНИЕ, я, ср. (С прописное). Один из двенадцати основных православных праздников в память о том, как праведник Симеон встретил у дверей храма Марию и Иосифа, несущих младенца Иисуса на руках для посвящения Богу. Заутреня на С. Толковый словарь … Толковый словарь Ожегова

    Сретение - СРЕТЕНИЕ, один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь встречи (сретенья) праведником Симеоном Мессии младенца Иисуса Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу. Отмечается на 40–й день после… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Сретение Господне на Викискладе

Сре́тение Госпо́дне , также Сретение (греч. συνάντησις «встреча» ), Принесе́ние во Храм (греч. Ἡ Ὑπαπαντὴ τοῦ Κυρίου , лат. Praesentatio Domini «представление Господа») - христианский праздник , отмечаемый в Исторических церквях и некоторых протестантских конфессиях . Принесение в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания . В Иерусалимском храме Святое семейство встретил Симеон Богоприимец .

История праздника

Сретение Господне
(новгородская икона конца XV века)

Согласно евангельскому повествованию, на сороковой день после Рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Мария вместе с Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Иисуса . По закону Моисееву , родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения . При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Мария с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский , а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение - это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый - по преданию, один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285-247 до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык . Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исаии и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исаии.

Симеон долго ждал исполнения обещания Божия - он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал:

Эти слова праведного Симеона стали молитвой, получившей название «Песнь Симеона Богоприимца ». Она имеет важное богослужебное значение и поётся дважды: в конце вечерни (как малой, так и великой во время Всенощного бдения) и на «Благодарственных молитвах по Святом Причащении» по окончании Божественной литургии .

Иосиф и Мария были удивлены такими словами. Симеон благословил их и, обратившись к Марии, предсказал Ей о Младенце:

Данные слова легли в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец ».

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица , восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме.

Праздник в богослужении

История празднования

Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в IV веке. Первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, а как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Богоявления .

Древнейшим историческим свидетельством о празднике является Itinerarium Aetheriae, отчёт о паломничестве в Святую Землю Эгерии , датируемый IV веком.

Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст .

Тенденция к расширению богослужебного прославления событий земной жизни Иисуса Христа получила развитие после Халкидонского собора 451 года, на котором было анафемствовано монофизитство . В качестве самостоятельного праздника годового календаря Сретение утвердилось в Римской церкви в конце V века, а в Константинопольской в первой половине VI века.

Православие

Сретение относится к числу Господских праздников , посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным . Поэтому богослужебные особенности Сретения присущи Богородичному празднику с элементами Господского праздника, в частности, на Литургии антифоны изобразительны , но присутствует входный стих: «Сказа́ Господь Спасе́ние свое́, пред язы́ки откры́ Пра́вду свою́». И в древности, в своём возникновении, рассматривалось как праздник, посвящённый Матери Божией . На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь - отдание Сына Своего на спасение мира. И вся икона в своём построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и Страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца , пророческий смысл слов старца: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. ). Эти слова полны эсхатологического смысла, относящегося ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времён и чаяния грядущего Суда и Будущего Века.

Основные песнопения праздника
На церковнославянском (транслитерация) На русском На греческом
Тропарь , глас 1 Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды - Христос, Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший во объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение. Χαῖρε κεχαριτωμένη Θεοτόκε Παρθένε· ἐκ σοῦ γὰρ ἀνέτειλεν ὁ Ἥλιος τῆς δικαιοσύνης, Χριστὸς ὁ Θεὸς ἡμῶν, φωτίζων τοὺς ἐν σκότει. Εὐφραίνου καὶ σὺ Πρεσβύτα δίκαιε, δεξάμενος ἐν ἀγκάλαις τὸν ἐλευθερωτὴν τῶν ψυχῶν ἡμῶν, χαριζόμενος ἡμῖν καὶ τὴν Ἀνάστασιν.
Кондак , глас 1 Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче. Утробу Девичью освятивший Рождением Твоим, и руки Симеона благословивший, заранее, как надлежало, и ныне Ты спас нас, Христе Боже. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец. Ὁ μήτραν παρθενικὴν ἁγιάσας τῷ τόκῳ σου, καὶ χεῖρας τοῦ Συμεὼν εὐλογήσας ὡς ἔπρεπε, προφθάσας καὶ νῦν ἔσωσας ἡμᾶς Χριστὲ ὁ Θεός. Ἀλλ" εἰρήνευσον ἐν πολέμοις τὸ πολίτευμα, καὶ κραταίωσον Βασιλεῖς οὓς ἠγάπησας, ὁ μόνος φιλάνθρωπος.

В православии много великих и важных праздников, один из них - Сретение. Этот день одновременно и радостный, и скорбный, напоминает нам о прошлом и наполняет размышлениями о будущем, о жизни вечной.

Православный праздник Сретение Господне отмечается верующими людьми ежегодно 15 февраля. Если же дата выпадает на дни Великого поста , то праздник отмечается скромно, без «размаха». Смысл его особый, и совсем не тот, который привыкли ему придавать в народе, считая, что именно в этот день зима встречается с весной.

Происхождение праздника

В переводе с церковнославянского языка «сретенье» означает «встреча».

Семья исполнила ветхозаветный обычай: на 40 или 30 день после рождения ребенка (в зависимости от пола) мать была обязана прийти в святую обитель для принесения ритуальной очистительной жертвы.

Мария принесла пару голубиных яиц - такая жертва была позволена лишь беднякам. Священник после ее принесения принимал из материнских рук в свои руки дитя и высоко понимал его, обратившись в сторону алтаря. Это означало вручение чада Богу. Одновременно он прочитывал молитвы о принесении выкупа и благодарении за рождение первенца.

В этот праздничный день православные христиане вспоминают, как Иисуса Христа Его родители принесли в Иерусалимский храм. Там его встретил старец Симеон. Ему Господь предсказал долгую жизнь - он не должен умереть, пока не увидит новорожденного Спасителя мира. Симеон, взяв Христа на руки, воскликнул, что это именно тот ребенок, который спасет весь род человеческий. Так и произошла встреча Ветхого и Нового Заветов, знакомство с Мессией.

При встрече в храме присутствовала Анна-пророчица, 84-летняя женщина. Она, взглянув на малыша, тоже признала в Нем Сына Божиего. Они вместе прославили Господа.

Симеон умер со спокойным сердцем в возрасте 360 лет. Он никогда не боялся смерти, но ждал ее. Он всем рассказывал, что держал в своих руках Мессию!

Важно! Отсюда и сохранился обычай очищения женщин после родов на 40-й день. Обычно в это время мать приносит дитя в церковь, над женщиной читаются специальные очистительные молитвы, после чего она как полноправная прихожанка вновь сможет посещать богослужения и участвовать в таинствах.

Хотя Дева Мария не имела нужды в очищении, потому что была источником чистоты и святости, она, имея глубокое смирение, подчинилась предписанию закона.

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Божественная суть праздника

История события Сретения Господня исходит от самого события встречи новорожденного Мессии и Пречистой Марии с праведным Симеоном. В духовном смысле эта встреча является символом встречи Ветхого и Нового Заветов.

Имя седого старца, который встретил в храме Деву Марию с младенцем Иисусом - «Симеон», что в переводе означает «слушание».

Верующие стараются соблюдать праздничные традиции:

  • люди посещают храм и стараются причаститься;
  • родители стараются в этот день окрестить своих детей;
  • если нет возможности посетить церковь, то люди совершают моление дома;
  • по окончании богослужения происходит освящение свечей, прихожане их забирают домой;
  • все стараются творить добро, помогают нуждающимся, заботятся о родных;
  • перед праздником люди наводят порядок в доме, но 15 февраля любые работы запрещены;
  • принято дарить друг другу Богородичные иконы.
Это интересно! Ранее на Руси было принято делать предложение руки и сердца невестам. Это считалось показателем истинного и горячего чувства к женщине. Так же ранее было принято венчаться на Сретение.

Сретение Господне. Миниатюра. Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Запреты на Сретение

  • нельзя ругаться, сквернословить;
  • запрещено заниматься физическим трудом, рукодельничать, стирать белье, работать в огороде;
  • люди старались в праздничный день не мыться, но принять душ все же позволительно (толкование запрета таково: чтобы протопить баню - нужно наколоть дрова, принести воды, следить за печью - а это все есть работа);
  • не рекомендуется отправляться на Сретение в путешествие, считается, что дорога может плохо закончиться для путников.

Исключение в отношении разнообразных работ составляют те случаи, когда труд направлен во благо других людей, а путешествия являются паломническими.

Языческие традиции

  • в праздничный день особенно обильно кормили кур, им давали много сена и корма для увеличения яиц и отличного приплода;
  • совершался подсчет зимних запасов: зерна, овса, хлеба - если осталась половина из запасенного - то все хорошо, если же меньше - то пора «затягивать поясок;
  • хозяюшки выпекали хлеба, блины, пироги и прочие вкусности исключительно круглой формы, прославляя Солнце и угощая всех страждущих;
  • люди гуляли пели, танцевали, веселились, скучать и горевать было запрещено и считалось плохой приметой;
  • сжигали чучело - богиню Любви, основой которого служила солома и ветки, снаружи ее украшали цветами, лентами, надевали специально сшитую праздничную яркую одежду;
  • когда солнце достигало небесного зенита, люди совершали обряд: они призывали богатый урожай и теплые дни;
  • влюбленные просили у богини Любви гармонии в отношениях, взаимопонимания, счастья и покровительства;
  • богиню упрашивали незамужние девушки даровать им суженого, а парни упрашивали о встрече с красивой и любящей будущей женой;
  • сретенская вода считалась волшебной, ее набирали в полночь в трех колодца (считалось, что обрызгав ею тяжелобольного человека, он непременно выздоровеет);
  • младенцев старались искупать в сретенской водице, дабы малыш рос здоровым.

Нужно помнить, что все языческие традиции — пережитки нашего прошлого. Христианство всегда негативно относилось к подобным верованиям, поэтому православным людям не нужно участвовать в языческих действиях и культах.

Еще о суевериях:

Важно! Рождественский цикл церковных праздников завершается на 40-й день после Рождества Христова. В Сретение священники освящают свечи и воду перед заказными молебнами, прихожане потом ее набирают и несут домой.

В период земной жизни Иисус Христос звал всех людей к Себе, так же и сейчас он зовет к вере и праведному житию каждого человека, а пришедшим к Нему дарует благодать, душевный покой, Спасение и жизнь вечную.

Посмотрите видео о Сретении

Загрузка...