ulybika.ru

Весёлые игры и конкурсы для детей и взрослых. Игры для детей на улице летом: большая подборка Подвижные игры для детей 12 13 лет

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы поговорим о том, какие игры и конкурсы можно в возрасте 6-12 лет.

Итак, конкурсы на День рождения детей:

1. Игра «Несмеяна»

Выбираем одного участника – принцессу Несмеяну. Он (она) садится на стул перед остальными детьми, которые должны рассмешить «принцессу». Но, прикасаться к ней нельзя. Рассмешивший участник садится на место Несмеяны.

Эта игра малоподвижна, но она развивает навыки общения, смекалку, фантазию, мышление, раскрепощенность.

2. Игра «Эскимосские жмурки»

Нужно выбрать водящего, завязать ему глаза и надеть варежки. К нему по очереди должны подходить игроки, а он на ощупь должен определить, кто перед ним. Если узнал игрока, то он становится водящим. А если нет – должен подойти следующий игрок на опознание. Эта игра тоже малоподвижная, но она развивает органы чувств и память.

3. Игра «Угадай-ка»

Выбираем водящего, а он загадывает какой-то предмет на обговоренную тему. Например, животные, мебель, праздники, растения. Игроки должны отгадать предмет, задавая наводящие вопросы, на которые водящий должен ответить да либо нет. Кто отгадал слово – становится на место ведущего. Игра не подвижная, развивает мышление и навыки общения.

4. Игра «Испорченный телефон»

Выбираем ведущего. Игроки садятся либо становятся в ряд. Ведущий на ухо шепотом говорит одному из игроков слово, а тот так же шепотом передает его следующему игроку. И так по цепочке. Последний игрок озвучивает то, что услышал и это слово сравнивается с оригиналом. После чего ведущий пересаживается либо становится в конец цепочки, а следующий игрок стает на место ведущего.

Эта игра развивает внимательность, слух.

5. Игра «Путаница»

Дети должны стать в круг и взяться за руки. Водящий должен отвернуться. В это время игроки, не отпуская руки, начинают запутываться, перелезая друг через друга. Водящий разворачивается и распутывает «клубок», не размыкая круг игроков.

Эта игра подвижная, она развивает логику, мышление, внимательность.

6. Конкурс «Удержи шарик»

Создайте две пары. Для каждой положите обруч либо начертите круг. Игроки должны стать в этот круг. Им вручается воздушный шарик. Они, не выходя из круга, должны дуть на шарик так, чтобы он опускался и поднимался над ними, не выходя за границы круга. Шарика нельзя касаться руками. Выигрывает та пара, которая держится дольше. Эта игра развивает координацию, ловкость, выносливость и хорошую реакцию.

Какие еще конкурсы на день рождения для детей дома можно использовать?

Давайте продолжим список:

7. Конкурс «Коленочки»

Играющие должны сесть вплотную друг к другу. Положить руки нужно так, чтобы правая рука игрока лежала на левом коленке соседа, и наоборот. Круг нужно замкнуть, но если нет, то крайние игроки должны положить руки себе на коленки. Суть игры заключается в том, чтобы быстро хлопать ладошками по коленках, не нарушая последовательности рук: одна рука должна идти за другой. Если кто-то хлопнул, перепутав очередь, он убирает руку, которой ошибся. Эта игра малоподвижная, развивает моторику рук, координацию, хорошую реакцию и внимательность.

8. Игра «Кто быстрее съест?»

Нужно взять две тарелки, в которые положить цукаты, изюм, очищенные орехи, конфетки без фантиков, мармелад. Выбрать двух игроков, и они по команде «старт» должны съесть свою порцию, но, не используя рук. Чья тарелка опустеет быстрее, тот победил. Эта игра развивает скорость реакции, ловкость.

9. Конкурс «Толкание ядра»

Выбираем водящего. Завязываем ему глаза и ставим спиной к столу. Он делает несколько шагов вперед и три-четыре раза поворачивается на месте. На край стола нужно положить воздушный шарик. Водящий должен вернуться к столу и попытаться сдуть шар на пол. Получается смешно, поскольку водящий, как правило, теряет направление и сдувает шарик там, где его вообще нет.

Игра подвижная для водящего. Развивает координацию.

10. Конкурс «Наматывай скорей»

Выбираем двоих игроков, которые становятся друг напротив друга. Заранее нужно заготовить длинную нитку либо шнурок, длиной 5-6 метров. На середине нитки (шнурка) делаем отметку – завязываем узел. Даем каждому участнику конец нитки. По команде они начинают быстро наматывать нитку на катушку, палочку и т. д. Выигрывает в конкурсе тот участник, который быстрее дойдет до середины нитки.

11. Конкурс «Прищепки»

Выбираем водящего. Участники должны отвернуться и посчитать до 30-40. В это время водящий цепляет по всему помещению прищепки (на занавески, мягкие игрушки, покрывала). Всего штук 30. Участники по команде разворачиваются и собирают прищепки. Победил тот, кто собрал прищепок больше всех. Победитель становится водящим.

12. Игра «Воздушный бой»

Надуйте несколько круглых воздушных шаров. Сформируйте две команды и разделите помещение на две части. Команды поставьте друг напротив друга. Задача игроков заключается в том, что во время, пока звучит музыка постараться перебросить шарики на сторону соперников. Это совсем непросто. Ведь соперники тоже отбивают шары. Как только музыка выключается, дети замирают. Побеждает та команда, на территории которой меньше шаров.

И еще предлагаем Вашему вниманию интересные игры и конкурсы на день рождения детям:

13. Игра «Цепочка слов»

Называем какое-то слово, например, стул. Каждой команде даем бумажку, на которой первый участник пишет это слово. Далее участники начинают формировать словесную цепочку, передавая бумажку по очереди всем. Каждое последующее слово игрока должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Например, стул – лужа – апельсин – нож – жук… Выигрывает та команда, которая за определенное время составит длиннее цепочку.

14. Игра «Передай апельсин (яблоко)»

Дети делятся на две команды. Каждая команда становится в шеренгу. Участники каждой шеренги должны передать апельсин либо яблоко с помощью подбородка. Руки использовать нельзя. Если кто-то роняет яблоко (апельсин), эстафета начинается сначала. Побеждает та команда, которая быстрее передаст яблоко либо апельсин от первого участника до последнего.

15. Лего-эстафета

Дети делятся на две команды и получают два одинаковых набора конструктора «Лего». Каждая команда должна соорудить постройку, но работая по цепочке. Дети по очереди крепят свою деталь, чтобы получилась интересная, необычная постройка.

16. Игра «Кто меня звал?»

Выбираем водящего, завязываем ему глаза и ставим в центр круга, сформированного игроками. Раскручиваем его и просим угадать, кто к нему заговорил. Можно говорить короткие фразы даже измененными голосами.

17. Игра «Кот в мешке»

В мешочек кладем различные игрушки и предметы. Участникам завязываем глаза. Выбираем водящего. Водящий преподносит мешочек к игрокам, а они на ощупь должны опознать предмет, который вытянули. Побеждает тот, кто угадал больше предметов.

18. Игра «Веселый алфавит»

Выбираем ведущего. Он называет какую-то букву алфавита. Дети делятся на две команды и каждая команда должна за определенное время (3-4 минуты) написать как можно больше слов, которые начинаются на эту букву. Побеждает та команда, у которой слов больше.

19. Игра «Жадина»

Перед участниками нужно разложить много различных предметов. Это может быть одежда, посуда, канцтовары, игрушки. Задача игроков взять максимальное количество вещей, используя руки, голову, ноги, колени и т. д. Побеждает тот, кто больше всего соберет и удержит, не роняя, предметов.

20. Игра «Собери пугало»

Дети делятся на две команды. Перед каждой раскладываем набор одежды (шапки, рубашки, брюки, шарфы, полотенца). В каждой команде выбирается игрок, которого нужно нарядить, как пугало. Побеждает та команда, у которой пугало интереснее.

«Хвост дракона»

Играющие выстраиваются в колонну по-одному и берут друг друга за пояс или за плечи. Задача игрока, стоящего первым, - поймать игрока, стоящего последним. Внимание! Игру лучше всего проводить на поляне.

Водящий становится лицом к стене. Остальные выстраиваются в шеренгу на расстоянии 20-30 шагов от водящего. Водящий произносит: «Тише едешь - дальше будешь». Игроки в этот момент приближаются, говоря: «А приедешь - дома будешь!». После этих слов водящий резко поворачивается к игрокам. Тот, кого он заметил в движении, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто приблизился настолько, что может коснуться стоящего у стены. Выигравший становится водящим.

«Третий лишний»

В игре два водящих: один - убегает, другой - догоняет. Все остальные игроки распределяются по парам и становятся таким образом, чтобы образовалось 2 круга, один в другом. Убегающий может встать перед любой из пар. В этом случае начинает убегать игрок, оказавшийся в колонне третьим от центра. Перемещаться убегающий и догоняющий могут только за кругом. Если убегающий пойман, водящие меняются местами.

Часть участников игры занимает стулья, расставленные по кругу, при этом один стул должен остаться свободным. Другие игроки по-одному становятся позади участников, сидящих на стульях. Тот, кто окажется за спинкой пустого стула, должен подмигнуть одному из игроков, сидящему на стуле, а последний, в свою очередь, может занять пустое место. Остальным участникам, стоящим за стульями, важно удержать игроков на стульях.

«Четыре стихии»

Играющие становятся в круг, в середине его – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: «земля», «огонь», «вода», «воздух». Если сказано «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. При слове «вода» играющий называет какую-либо рыбу. Когда звучит слово «воздух», игрок должен дать название птицы. При слове «огонь» всем нужно несколько раз повернуться, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

«Голова» - «хвост»

Играющие встают в колонну затылком друг к другу, держась за пояс. Первый в колонне – «голова», последний – «хвост». «Голова» стремится «съесть» собственный «хвост», а «хвост» всячески уворачивается.

«Доброе утро, охотник!»

Игроки становятся в круг, выбирают «охотника», который ходит за кругом. Неожиданно он прикасается к плечу одного из игроков, тот поворачивается и произносит: «Доброе утро, охотник!», - продолжая идти по кругу в направлении, противоположном движению «охотника». Пройдя полкруга, они встречаются, игрок вновь говорит: «Доброе утро, охотник!», - после чего оба начинают бежать каждый в своём направлении, чтобы занять оставшееся пустое место. Не успевший занять место становится «охотником».

«О-ей-ей-ей!» Игроки становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Ведущий, находясь в центре, называет любые два номера. Игроки, которым достались эти номера, должны ударить по коленкам, добавив: «О-ей-ей-ей!» - и быстро поменяться местами. Ведущий стремится занять место одного из игроков. Участник, оставшийся без места становится ведущим.

«Летучий голландец»

Игроки становятся в круг и берутся за руки. Одна пара бегает за кругом. Внезапно кто-то из них ударяет по сцепленным рукам кого-нибудь из круга. Пара, которую ударили по рукам, должна выскочить из круга и обежать его, то же самое делает пара, которая ударила, только она двигается в противоположном направлении. Игроки, быстрее обежавшие круг, занимают пустое место; другие - передвигаются за кругом. Игра продолжается.

«Пятка-нос»

Участники игры образуют два круга: внутренний и внешний (с одинаковым количеством игроков). Игроки внутреннего круга стоят лицом к игрокам внешнего круга, таким образом, образуют пары (важно запомнить своих партнеров). По команде ведущего игроки внешнего круга начинают бежать по часовой стрелке, а игроки внутреннего круга – в противоположном направлении. Ведущий дает команды, которые должны выполнять пары, причем очень быстро.

Например, ведущий произносит: «Спина к спине!»,- игроки должны встать спинами друг к другу. Пара, которая последней сделает это, выбывает из игры. Побеждает та пара, которая безошибочно выполнит все задания.

Команды могут быть следующими:

- «Ладонь к ладони!»;

- «Ухо к плечу!»;

- «Колено к ладони!»;

- «Ступня к ступне!»;

Русская игра «Цепи кованые»

Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит: «Цепи, цепи, разбейте нас!». Другая спрашивает: «Кем из нас?». Первая, посовещавшись, отвечает: «Димой». Дима разбегается и старается разбить вторую шеренгу. Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

Русская игра «Вышибалы»

Участники делятся на две команды: ведущие и играющие. Очерчивается прямоугольник – «город». С противоположных сторон находятся ведущие. У них – мяч. В середине «города» стоят играющие. Ведущие попеременно бросают мяч в играющих, стараясь попасть в них. В кого попал мяч, тот выбывает из игры. Кто из детей поймал мяч, тому засчитывается «свечка», т.е. он может при попадании в него остаться в игре. Также свою «свечку» можно отдать кому-нибудь из тех, кто уже выбит. Ведущие попеременно бросают мяч, пока не выбьют всех играющих, не переступая черту «города». Затем команды (ведущие и играющие) могут поменяться местами и продолжать игру.

Aмериканский треугольник.

Разновидность пятнашек, начинается игра с того, что трое из четырех играющих встают в круг, держась за руки как можно шире. Один оставшийся вне круга - водящий. Его задача - запятнать одного из трех в кругу, cтоящего напротив(оббегая, подпрыгивая, подлезая). Задача троих - не допустить этого. Если водящий запятнал, то происходит смена водящего или игрока "напротив".

Обязьяни салки.

"Обязьяни салки" - разновидность пятнашек. Водящий догоняет убегающего, который меняет способы передвижения, водящий обязан менять свои способы передвижения вслед за убегающим.

Охотник и сторож.

Из числа играющих выбирается "охотник" и "сторож". "Сторож" cтановится на середине площадки. Возле него чертят круг диаметром в два метра.Остальные играющие "звери" разбегаются по площадке в разных направлениях.Пойманные отводятся в круг под охрану "сторожа".Их можно выручать.Для этого достаточно ударить стоящего в кругу по вытянутой им руке (переходить за линию круга пойманные не могут).Но если "сторож" или "охотник" запятнают выручающего, то он сам отправляется в круг.

Гуси - утки.

Все садятся в круг на корточки.Водящий ходит вокруг всех по кругу и, дотрагиваясь до каждого, говорит: " Утка". Как только водящий дотрагивается до кого-то и говорит: "Гусь", то этот игрок должен догнать водящего, а водящий должен занять место игрока и т.д.

Третий лишний.

Все становятся в круг по парам в затылок друг другу. Двое водящих: один - убегает, другой - догоняет. Убегающий может встать третим сзади (или спереди) к одной из пар, тогда, стоящий спереди (сзади) должен убегать. Задача догоняющего осалить убегающего игрока, тогда они меняются ролями.

Ма веселые ребята...

Участники делятся на две команды. Одна команда играет роль догоняющих, вторая - убегающих. Команды играющих выстраиваются в линию на разных концах игрового поля. По команде обе команды начинают двигаться навстречу друг к другу, говоря: "Мы веселые ребята, любим бегать и играть, Но попробуй нас догнать!" Как только заканчивают произносить слова, команда догоняющих ловит команду убегающих. Пойманых приводят к ведущему и считают. Команды меняются ролями. Победители - по количеству пойманых. Догоняющие могут ловить противников до тех пор, пока они не забегут за свою линию.

Вороны и воробьи.

Участники делятся на две команды. По жребию одни становятся воронами, другие - воробьями. Обе команды становятся вдоль одной линии спинами друг к другу. Ведущий кричит:"Вороны", либо - "воробьи". Если он называет команду ворон, то вороны догоняют воробьев. Если называют команду воробьев, то они догоняют ворон (можно договориться о том, чтобы та команда, которую называют, убегала). Те, кого поймали, выходят из игры, оставшиеся игроки продолжают игру. Можно сыграть несколько раз затем посчитать оставшихся игроков в командах. Выявляются победители. Примечание: догоняющие ловят до тех пор, пока убегающие не забегут за некоторую линию, начерченую на поле.

Голова-хвост.

Играющие становятся в затылок друг к другу и обхватываются за пояс впереди стоящего. Первый в цепи изображает Голову, последний - хвост. В игре Голова стремится поймать Хвост. Все участники, стоящие между Головой и хвостом, делятся пополам. Та половина, которая ближе к Голове, помогает Голове, а та, что ближе к хвосту, помогает хвосту. Игра продолжается, пока Голова поймает Хвост. Потом можно сменить Голову и Хвост.

Коршун и наседка.

Играющие становятся в затылок друг к другу и обхватывают за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает "наседку", все остальные - "цыплята". Один из играющих "коршун". Он старается схватить "цыпленка", стоящего последним в цепи, "наседка" же всячески мешает этому, преграждая "коршуну" путь разведенными в сторону руками. Все играющие помогают наседке, перемещаясь по площадке так, чтобы конец цепи находился как можно дальше от "коршуна".

Играющие делятся на две команды. Желательно, чтобы в командах были ребята примерно равные по физической силе. Игра идет на ровной площадке. Команды выстраиваются друг против друга в цепь на расстоянии метров 10-15. Первая команда идет вперед со словами:"Бояре, а мы квам пришли!" и назад:"Дорогие, а мы к вам пришли!" И оказывается на том же месте, где и была. Другая команда повторяет эти же движения со словами:"Бояре, а зачем пришли?, Дорогие, а зачем пришли?" Начинается диолог: - Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна. - Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила? Первая команда совещается и выбирает кого-то. - Бояре, нам вот эта мила (показывают).Дорогие, нам вот эта мила. Выбранный человек поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи спиной к первой команде. Вторая команда отвечает, продолжая диалог: - Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас. - Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее. - Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится. - Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим. - Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят. - Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем. - Бояре, она доктора боится.Дорогие, она доктора боится. Первая команда завершает: - Бояре, не валяйте дурака, отдавайте мам невесту навсегда. Тот, кого выбрали "невестой", должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока из первой команды. Если цепь осталась целой, то "невеста" остается в первой команде, т.е. "выходит замуж". В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя большее количество игроков.

"Французские салки" (разновидность пятнашек)

Учавствуют:"охотник" - водящий; "cобаки" -помошники водящего; "утки" - убегающие. Охотник стоит в небольшом кругу с мячом. Его задача - сбить "летающих" вокруг утокю. Мяч ему приносит собака, которая гуляет по большой окружности."Сбитые" утки становятся собаками.

Черти в аду (разновидность пятнашек)

На песке чертят параллельные линии на растоянии 2 метров, и называется это пространство "Адом". Внутри него бегают 2 ведущих, взявшись за руки. Все остальные участники стоят по разные стороны Ада и перебегают через него. Тех, кого запятнали, тоже становятся чертями.

Лабиринт(разновидность пятнашек)

Играют не менее 11 человек. Два из них водящие - кошка и мышка. Участники стоят упорядоченно, расставив руки в стороны, лицом в одну сторону(образуя коридор). По команде ведущего (либо хлопок, либо свисток) все участники поворачиваются в одну сторону налево или направо, образуя коридоры.По команде ведущего участники поворачиваются обратно."Кошке" и "мышке" разркшается бегать только по коридорам.Если "кошка" поймала "мышку", то они меняются ролями, либо с кем-то из стоящих в лабиринте.

Ловля парами (разновидность пятнашек)

Один водящий сначала пятнает одного.Затем, взявшись за руки, они пятнают вдвоем, затем - втроем, когда число водящих станет - 4, то ониразбиваются на 2 пары и т.д., пока все они не станут водящими.

Ловля цепью (разновидность пятнашек)

Начало - как в предыдущей игре, только водящие остаются одной цепью.Эта игра проходит интересно в лесу или среди столбов.

Антилопы и львы.

Участники делятся на 2 команды: одни - львы, другие - антилопы.Львы - это водящие, они прячутся на местности и ждут, когда участники (антилопы) подойтут близко.А дальше как в простых салках.

На лужайке и в парке Подвижные игры для младшего и среднего школьного возраста

«Побегаем!»

Играющие, кроме одного, стоят в кружках, размеченных на земле. У каждого по ленточке или полоске бумаги любого цвета – желтого, красного, зеленого. Выбирается водящий. Он называет какой-нибудь цвет. Все, у кого ленточки названного цвета, меняются кружками, кружась в беге. Водящий старается занять какой-нибудь кружок. Оставшийся без кружка водит. Можно называть сразу два-три цвета.

«Найди флажки»

Эту игру проводят в лесу, в кустарнике. Две группы детей разбегаются в противоположные стороны. Одни прячут желтый флажок, другие – синий. Через две минуты руководитель подает сигнал «Ко мне!» (можно свистком). Группы быстро возвращаются. По второму сигналу – «На разведку!» – каждая из групп бежит искать флажок другой. Группа, первой прибежавшая к руководителю по повторному сигналу «Ко мне!» и принесшая ему флажок, побеждает. Флажки нельзя прикрывать травой, листьями.

«Палочка-выручалочка»

Один из играющих, закрыв глаза, стоит у палочки-выручалочки и громко, медленно считает до двадцати. В это время остальные участники игры разбегаются и прячутся. Окончив счет, водящий открывает глаза, стучит палочкой и говорит: «Палочка пришла – никого не нашла». Затем идет искать спрятавшихся. Заметив первого из них, он громко произносит: «Палочка-выручалочка нашла...» (называет имя найденного) – и бежит к палочке. Найденный также бежит к палочке. Если он добежит первым и успеет сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня», – то считается вырученным, если же опоздает, то выходит из игры. Водящий старается найти спрятавшихся и вывести из игры. Но это сделать трудно, так как по правилам игры, после того как первый участник найден, любой из остальных участников игры может быстро или незаметно для водящего подбежать к палочке-выручалочке и со словами: «Палочка-выручалочка, выручи всех!» – четыре раза стукнуть палочкой о землю. Если игроку удастся это сделать до того, как водящий подбежит к палочке и схватит ее, то все ранее найденные игроки считаются вырученными, а водящий водит снова. Если же водящий, заметив подбегающего к палочке игрока, опередит его и первым схватит палочку, то тот выходит из игры, как и все, найденные до него, а водящий отправляется на поиски оставшихся игроков.

«Без промаха»

Для игры необходимо собрать 10 еловых шишек. На пеньке устанавливается фигура городка или какой-либо небольшой чурбачок. Играющие с расстояния 3–5 м стараются сбить фигурку. Выигрывает тот, кто меньшим числом бросков собьет городок.

Участники состязаний становятся в ряд. У каждого прутик, к концу которого привязана бумажная ленточка своего цвета. Кто дальше забросит свое копье?

«Прыгуны и прыгуньи»

На рогульки из двух веточек, воткнутых в землю, кладут хворостинку. Разбежавшись, участник состязания прыгает через нее так, чтобы не задеть. Затем хворостинка переставляется на рогульки повыше. Участники прыгают еще раз. Кто прыгнет выше всех, тот и победитель.

Варианты: можно прыгать и через две пары рогулек. Или – кто быстрее добежит до края поляны, прыгая через ветки, положенные на маленькие рогульки.

Около небольшого пня раскладываются три кружочка из шишек. Один совсем близко, другой подальше, третий еще дальше. По очереди участники состязания начинают прыгать с пенька в кружки. Выигрывает тот, кто точно приземлится в каждый из кружков и не упадет.

«Состязание на ходулях»

У каждого на концах ходуль флажки своего цвета. Надо пройти по семи маленьким кружкам, расположенным на тропинке-змейке, и повернуться кругом в кружке, не оступаясь.

«Ножные качалки»

Двое становятся один против другого на расколотые надвое круглые поленья-качалки. Расстояние между ними 2–3 м. Игроки держат за концы крепкую веревку. Каждый старается заставить противника сойти с качалки. Запре¬щается резко вырывать веревку или умышленно неожиданно для товарища выпускать ее из рук.

Оставшийся на качалке побеждает.

«Пластуны»

На небольшой лесной лужайке чертится круг диаметром 1 м. Водящий находится в круге. За кустарниками и деревьями расставляют колышки – одни ближе к кругу, другие дальше от него. На колышках обозначены цифры: на ближайших к кругу – 5, на более удаленных – 3 и на самых удаленных – 1.

Игроки приближаются к кругу издали со всех сторон. Каждый из них старается найти и собрать возможно больше колышков так, чтобы его не заметил водящий. Цифры на колышках – выигрышные очки. Побеждает тот, кому удастся набрать больше очков, не будучи замеченным водящим. Замеченные и названные водящим обязаны подойти к нему и оставаться около него до конца игры.

«Через цепь»

Сигналом к началу игры служит горн или свисток. Играющие делятся на две группы. Одна рассыпается в лесу цепью на расстоянии 20–30 шагов друг от друга. Каждый ходит вдоль своего участка и наблюдает за тем, чтобы никто не перешел через цепь.

Задача игроков другой группы – пробраться через цепь «сторожей» к сборному пункту, расположенному в 60–100 м позади цепи. Сторожа задерживают замеченных и отводят в «плен», где они находятся до конца игры. Сторожа побеждают, если им удастся задержать более половины игроков, пытавшихся проникнуть через цепь. Затем игроки меняются ролями и местами. Игра возобновляется.

У детей интеллектуальные игры часто ассоциируются с обязательным школьным обучением и поэтому далеко не всегда воспринимаются положительно.

Задача педагога — сделать этот вид деятельности привлекательным для детей, заинтересовать их.

С точки зрения педагогики интеллектуально-познавательные игры при систематической их организации обладают огромным воспитательным потенциалом:

Стимулируют познавательный интерес ребенка;

Момент соревновательности позволяет участникам адекватно оценить свои возможности, а в случае победы — утвердиться в глазах сверстников;

При работе в команде развивают навыки коллективной деятельности, совместного поиска решения проблемы; при индивидуальной игре — быстроту в принятии решения, уверенность в собственных силах, концентрацию внимания.

Все интеллектуально-познавательные игры обладают сходными чертами, а их подготовка и проведение, несмотря на разнообразие форм, осуществляются по одному организационному алгоритму:

Создание и подготовка команд;

Оформление места проведения игры;

Подготовка необходимого реквизита;

Техническое обеспечение игры;

Приглашение болельщиков;

Приобретение призов для участников;

Выбор жюри;

Работа ведущих.

Три кита интеллектуально-познавательной игры

1. Наличие специальных вопросов, на которые следует ответить во время игры ее участникам.

2. Наличие специальных правил, придерживаясь которых, следует отвечать на вопросы.

3. Наличие игрового сюжета, игровой интриги, которая является внешней «оболочкой» игры.

«В мире животных» (интеллектуальный марафон)

Рассчитан на детей в возрасте 10-13 лет.

Первый тур . Вспомнить и назвать как можно больше пословиц и поговорок, в которых упоминаются животные. На подготовку 1 минута. За каждое упоминание любого представителя животного мира — 1 балл.

Второй тур (лото) . Команда, которая вытягивает бочонок с номером вопроса, в случае правильного ответа получает 2 балла. Если команда, вытянувшая бочонок, не дает правильного ответа, ответить может другая команда, но для нее цена ответа снижается — 1 балл.

1. Некоторые виды этих животных можно истереть в порошок и пропустить через сито, но все равно они выживут. Кто это? (Губки)

2. Министерство сельского хозяйства Японии обратилось к жителям страны с призывом разводить в аквариуме белую рыбку. Для чего? (Белая рыбка за несколько часов до землетрясения проявляет беспокойство, таким образом предупреждая о надвигающейся угрозе)

3. Англичане называют его «огненной лисицей», немцы — «котомедведем». Еще его назвают «гималайский енот». Как называют это животное русские и французы? (Малая панда)

4. Назовите самого длинного обитателя планеты. (Медуза, до 75 м)

5. Мехом этого зверька опушена шапка Мономаха. (Соболь)

6. Во время русско-турецкой войны (1878 г.) отряд русских солдат, вступивший в поход против турок, встретился с этим грозным явлением. Люди шли как в тумане. Стало трудно дышать. На ровном месте ноги скользили. Солдаты, увидав вдали деревню, побежали туда спасаться. Двое суток отсиживались они в деревне и не могли выйти. Назовите то, что было причиной этого явления. (Саранча)

7. Пещерный медведь, который вдвое превышает по размерам бурого медведя, исчез по вине древнего человека. За что шла жестокая конкуренция между этим млекопитающим и древним человеком? (За обитание в пещере)

8. От нее за историю человечества погибло не меньше людей, чем от всех войн. И не было бы этой страшной беды, если бы не поселились рядом с человеком серые крысы. Что же вызвало гибель миллионов людей? (Чума)

9. Одним из самых больших увлечений В. Набокова, кроме литературы, была энтомология. Кого изучает эта наука? (Бабочек)

10. Почему бегущая собака высовывает язык? (Так она спасается от перегрева)

11. Почему самые большие животные обитают не на суше, а в море? (В воде тело весит меньше)

12. В трагедии Шекспира «Гамлет» есть персонаж из животного мира, который влияет на развитие сюжета. Что это за персонаж? (Петух)

13. В настоящее время на ее территории размещаются 10 государств. 10 тысяч лет назад там жили бегемоты, африканские слоны, жирафы, страусы. Интенсивное скотоводство привело к экологическому кризису этой территории. Как сейчас называется эта территория? (Сахара)

14. Самым страшным врагом этого животного является человек. Однако, благодаря высокой плодовитости, оно все же живет в наших лесах. В скандинавской мифологии это животное носит имя Рататоск («грызозуб») и является посредником между небом и землей. Назовите это животное. (Белка)

15. В 1990 г. в парк «Монрепо» (в Выборге) была приглашена группа альпинистов для проведения высотных работ. Эти работы должны были снять угрозу массового разорения гнезд белок и певчих птиц. Что предстояло разрушать альпинистам? (Вороньи гнезда)

16. Распространение малярии среди людей и начало выращивания риса человеком совпадают во времени. Кто же играл роль связующего звена между этими двумя явлениями? (Малярийный комар)

17. В 1719 г. в Переславль-Рязанский от Петра I — любителя редкостей — примчался гонец с царским указом: «Ее отдай гонцу, устроив место, в чем ее можно довезти в Москву в целости; дать довольно корму, подводу и провожатых, чтоб ей в дороге какой гибели не учинилось». О ком идет речь? (Подсказка: так называют людей, сильно отличающихся от других.) (Белая ворона)

18. Не будь на свете пчел — не бывать бы этому популярному лондонскому музею. Что это за музей? (Музей восковых фигур мадам Тюссо)

19. Высота конусообразных домов этих насекомых порой превышает 6 метров. А застраивают они целые поселки. Кто они? (Термиты)

20. Это безобидное насекомое американцы называют «летающим драконом». Как это насекомое называем мы? (Стрекоза)

Разноцветный шарик

Учитель зачитывает строки стихотворения В. Суслова.

Разноцветный шарик

По дорожке скачет,

По дорожке, по тропинке,

От березы до осинки,

От осинки поворот —

Прямо к Ире

В огород!

Играющие перекидывают воздушный шар (мяч) по кругу. Получивший шар отбивает его от пола, после чего все разбегаются, а водящий старается «осалить» шаром убегающих участников игры. Игрок, в которого попал шар (мяч), вновь приглашает всех в круг и вбрасывает мяч любому игроку. Шар вновь передается по кругу.

Дождик

Учитель предлагает играющим свободно разместиться в классе. Затем объясняет условия игры, после чего декламирует стихи И. Токмаковой.

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал.

И устал, и перестал!

Все исполняют произвольные движения. С последним словом «перестал» все движения прекращаются, участники игры застывают. Ведущий, проходя мимо них, замечает того, кто шевельнулся. Он выходит из игры.

Вновь ведущий и группа ребят, выбывших из игры, декламируют стихотворение. Звучит оно звонко, задорно, но не очень быстро. Движения могут быть самыми разнообразными, но стоя на месте. В конце игры ведущий отмечает тех, кто исполнял самые красивые или сложные движения. Возможно поощрение «самого стойкого» участника игры.

Веселый топор

В эту игру можно играть и на улице, и в помещении. Ребята становятся в круг, руки держат за спиной. Ведущий, проходя за игроками, прячет у любого игрока небольшой предмет — «маленький топорик». Затем все вместе (или ведущий) произносят текст стихотворения И. Демьянова. Тот из играющих, на кого пришлись последние слова (но желательно не тот, у кого спрятан предмет), идет искать топор.

Взял Егор в углу топор,

С топором пошел во двор,

Стал Егор чинить забор,

Потерял Егор топор.

Вот и ищет до сих пор.

Поищи и ты топор!

Треугольный колпак

Игра развивает внимательность и координацию движений. Играющие произвольно размещаются по кругу в классе. Ведущий объясняет условия игры, затем произносит слов:

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак.

А если колпачок треугольный,

То это не мой колпак.

Повторяя слова второй раз, игроки на слове «треугольный» показывают треугольник из пальцев. Далее, кроме показа треугольника, играющие должны на слове «мой» легко ударить себя в грудь. Затем, показывая треугольник и на себя, играющие должны на слове «колпак» прикоснуться к голове. В дальнейшем все играющие вместе с ведущим произносят слова и выполняют все 3 действия. Слова повторяются все быстрее и быстрее с каждым повтором. Сбившиеся выходят из игры и только повторяют слова. Выигрывает тот, кто не собьется.

Будь внимателен!

Игра стимулирует внимание, способствует обучению, быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Ребята стоят группой, свободно, но на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Звучит маршевая музыка (или любая ритмическая). Дети маршируют под музыку, возможно выполнение танцевальных движений.

При этом руководитель игры произвольно с разными интервалами дает команды. Дети должны реализовать движения в соответствии с командой.

Например:

«Зайчики!» Дети прыгают, имитируя движения зайца.

«Лошадки!» Дети ударяют ногой об пол.

«Раки!» Дети пятятся назад.

«Птицы!» Дети бегут, раскинув руки (имитация полета птиц).

«Цапля!» Стоят на одной ноге.

«Лягушка!» Приседают и скакачут вприсядку.

«Собачки!» Дети сгибают руки (имитация движения, когда «собака служит») и лают.

«Курочки!» Дети ходят, «ищут зерна» на полу и произносят «Ко-ко-ко».

«Коровки!» Дети встают на руки и ноги и произносят «Му-му!»

Игра может длиться 20—25 мин. По окончании игры учитель отмечает самых внимательных.

Зеваки

Игра способствует развитию волевого (произвольного) внимания.

Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. Возможно музыкальное сопровождение в темпе марша. По сигналу ведущего играющие останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры.

Вот так позы!

Игра может быть использована для развития наблюдательности и памяти, она будет способствовать развитию раскованности ребят, их коммуникативных способностей.

По желанию детей из группы выбирают пять игроков. Один из них — водящий, остальные — зрители. Дети показывают водящему «свои позы». Он обходит детей и запоминает их позы. Затем дети уходят в зал и садятся на стулья, а водящий повторяет позы в той последовательности, в которой он их увидел.

«Зрители» кричат, правильно повторяется поза или нет. Если неправильно, один из «зрителей» (по желанию) выходит «на сцену» и повторяет позу.

Игра повторяется 2—3 раза, пока все не удостоверятся, что позы показаны верно.

Загадочные пословицы

А эта игра способствует развитию речи младших школьников, логического мышления, приобщает к истокам устного народного творчества.

Учитель предлагает простые пословицы. Ребята должны объяснить, что она означает, какой смысл в нее заложен, почему она возникла в обиходе людей.

Дело мастера боится.

Всякий мастер на свой лад.

На все руки мастер.

Портной испортит — утюг загладит.

Картошка поспела — берись за дело.

Без труда и в саду нет плода.

Каков уход, таков и плод.

Больше дела — меньше слов.

Всякий человек в деле познается.

Горе есть — горюй, дело есть — работай.

Без дисциплины жить — добру не быть.

Заработанный хлеб сладок.

У кого сноровка, тот и действует ловко.

Дети очень любят бегать, прыгать, соревноваться.

Подвижные игры развивают не только ловкость, выносливость, быстроту реакции, но также многие из предложенных нами игр развивают внимание, логическое мышление, умение быстро переключаться.

Гуси-лебеди

Игра развивает реакцию и выносливость вашего ребенка.

На одной стороне площадки проводится черта, отделяющая «гусятник». По середине площадки ставится 4 скамейки, образующие дорогу шириной 2 — 3 метра. На другой стороне площадки ставится 2 скамейки — это «гора». Все играющие находятся в «гусятнике» — «гуси». За горой очерчивается круг «логово», в котором размещаются 2 «волка».

По сигналу — «Гуси-лебеди, в поле», «гуси» идут в «поле» и там гуляют. По сигналу «Гуси-лебеди домой, волк за дальней горой», «гуси» бегут к скамейкам в «гусятник». Из-за «горы» выбегают «волки» и догоняют «гусей».

Выигрывают игроки, ни разу не пойманные.

Возраст: от шести лет

Игра развивает : внимательность, выносливость, координация, ловкость, мышление, реакция

Количество игроков: 4 и более

Место игры: улица

По алфавиту

Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в компании до 15 человек и такую игру.

Ведущий предлагает ребятам за определенное ко-личество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так:

— чтобы все имена расположились по алфавиту;

— чтобы все встали по цвету волос (слева — брю-неты, справа — блондины);

— чтобы все встали по росту (слева — маленькие, справа — большие).

Примечание. Эти упражнения могут быть еще веселее, если есть широкие скамьи, диваны, или очень устойчивые крепкие стулья. Тогда ребята должны выполнить задания, стоя на скамьях, и переходить, не ступая на пол.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, координация

Количество игроков: 5 и более

Место игры: помещение

Успей подобрать

С этой игрой можно весело провести время в коллективе.

В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 тенисных (резиновых) мячей.

По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч.

Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, реакция

Количество игроков: 2

Место игры: улица

Необходимы вещи: мячи

Шишки, желуди, орехи

Подвижная игра, которая очень сильно нравится детям.

Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга.

Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место.

Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, мышление, реакция Количество игроков: 7 и более

Место игры: улица

Птицы, блохи, пауки

Группа делится на две команды. Каждая команда в тайне от другой решает, кем она будет, — «птицами», «пауками» или «блохами». Две команды встают в линейки в центре зала лицо друг другу жест, обозначающий выбранное животное.

Пауки убегают от птиц, блохи от пауков, птицы от блох. Тот, кто не успел добежать до противоположной стены, переходит в другую команду.

Возраст: от шести лет

Цель игры: разрядка, концентрация внимания

Количество игроков: 10 — 30

Место игры: просторное безопасное помещение

Цель

Это интересная игра, развивающая ловкость, меткость и координацию. Дети стоят за линией круга. В центре круга — ведущий. У одного из игроков мяч. Те, что стоят за кругом, кидают мяч в ведущего, стараясь попасть в него, или передают мяч товарищу, чтобы тот сделал бросок.

Ведущий бегает, уклоняясь от ударов мяча. Игрок, который не попал мячом в ведущего, встает на его место.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, выносливость, координация, ловкость, меткость, реакция

Количество игроков: 3 и более

Место игры: улица

Необходимы вещи: мяч

Дай руку

Перед игрой дети выбирают территорию, за преде-лы которой нельзя выбегать.

Выбирается один ведущий — салка, остальные игроки вольно перемещаются по площадке.

Салка начинает ловить игроков, которые убегают от него, при этом дети стремятся взяться за руки с самым близким игроком.

Взявшись за руки, они останавливаются друг другу лицом. В этом случае салка не имеет право их осалить.

Если салка догнал одиночного игрока, они меняются ролями.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, выносливость, ловкость, реакция

Количество игроков: 4 и более

Место игры: улица

Попрыгунчики — воробушки

Замечательная детская игра. Предварительно на асфальте чертиться круг с помощью мела.

В центре круга находится ведущий — «ворона». За кругом стоят все игроки, которые являются «воробушками».

Они запрыгивают в круг и прыгают внутри него. Затем так же из него выпрыгивают.

«Ворона» старается поймать «воробушка», когда тот скачет внутри круга.

Если «воробушка» все-таки словили, то он становится ведущим и игра начинается сначала.

Возраст: от шести лет

Игра развивает : внимательность, ловкость, мышление, реакция

Количество игроков: 3 и более

Место игры: улица

Британский Бульдог

Играет влияет на выносливость и реакцию ребенка.

Дети назначают двух ловцов («бульдогов»). «Бульдоги» стоят с одной стороны площадки, а все остальные — с противоположного. За сигналом одного из «бульдогов» все игроки должны перебежать в другую сторону. Но так, чтобы игрока не словили «бульдоги».

Игра продолжается до тех пор, пока все бегуны не превратятся в «бульдогов».

Возраст: от шести лет

Игра развивает : выносливость, реакция, сила

Количество игроков: 4 и более

Место игры: улица

Бездомный заяц

Интересная игра для детей младшего школьного возраста. Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные игроки — зайцы, чертят себе круг, и встают во внутрь.

Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг, тогда заяц, что стоял в кругу, должен сразу же убегать, потому что он становится бездомным, и охотник будет за ним охотиться. Как только охотник поймает зайца, он сам станет зайцем, а бывший заяц — охотником.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, выносливость, мышление, реакция

Количество игроков: 3 и и более

Место игры: улица

Белые медведи

Белые медведи — подвижная коллективная игра для детей младшего школьного возраста. Развивает активные творческие двигательные действия, мотивированные сюжетом игры.

На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место — льдина, на которой стоит водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.

«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого.

Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!».

«Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину.

Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат».

Когда будут переловлены все «медвежата» — игра заканчивается.

Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».

Примечание. Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь». При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.

Возраст: от шести лет

Игра развивае т: ловкость, реакция, фантазия

Количество игроков: 7 и более

Три, Тринадцать, Тридцать

Три, Тринадцать, Тридцать — игра, которая хорошо развивает внимание и быструю реакцию детей. Может использоваться в школе на физкульт-минутках учеников младших классов.

Участники игры заранее оговаривают: какое из чисел — какое действие обозначает. Игроки строятся в Шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук.

Если водящий (учитель) говорит «три» — все игроки должны поднять руки вверх, при слове «тринадцать» — руки на пояс, при слове «тридцать» — руки вперед и т. д. (Можно придумать самые разные движения). Игроки должны быстро выполнить соответствующие движения.

Возраст: от шести лет

Игра развивает : внимательность, реакция

Количество игроков: 7 и более

Загрузка...