ulybika.ru

Успение Пресвятой Богородицы: история и традиции праздника, значение Успенского поста. Успенский пост: история и традиции праздника Успенский пост что означает и как проводится

Вот уже совсем скоро начнется самый важный для всех христиан пост передСветлым Пасхальным Воскресением. Его называют Великим – и за особенное духовное значение, и за продолжительность, и за строгость. Незадолго до Великого поста меня всегда тянет размышлять о таинствах веры и о том, что́ все-таки для религиозных людей означает стойкое телесное воздержание. Несколько раз в Ритуалблоге появлялись плоды этих раздумий – материалы о Пасхе и том, что ей предшествует. Поэтому сейчас я хочу написать о другом христианском посте – Успенском. Во-первых, мне часто задают вопросы о нем и о том, можно ли в эти недели поминать умерших. И, если да, то как именно это лучше делать. Во-вторых, Успенский пост по своему значению и истории появления тесно связан с Великим постом.

Сразу замечу, что пост как таковой

– это явление, которое характерно не только для православия и католицизма (кстати, протестанты его вообще не признают). Оно зародилось очень давно, еще среди язычников. Некоторые из древних народов соблюдали посты в знак траура по умершим, и тогда это было частью погребального культа. Иногда разные ограничения в пище накладывались на людей в честь какого-то божества или чтобы преодолеть бедствие (засуху, мор, нападение врагов). Жестко постились жрецы и шаманы для того, чтобы удостоиться общения с богами, духами или получить их поддержку, увидеть будущее или победить в схватке со злыми силами.

Буддисты тоже ограничивают себя в пище и сне, например, по обету или при исполнении разных духовных практик. Эти дни определяются каждым верующим индивидуально. А вот иудеи постятся и по календарю – например, обязательно в Йом-кипур и девятого Ава. Из Библии известно, что целых 40 дней ничего не ел и не пил Моисей, когда готовил себя к встрече со Всевышним. У Мусульман тоже есть однодневные посты, а самым длинным и строгим является Рамадан, когда воду и пищу можно принимать только ночью, то есть в темное время суток.

Больше всего постных дней в христианстве

Для христианина воздержание от пищи и плотских удовольствий – этопосильная жертва Господу, маленький подвиг веры. Апостолы говорили о том, что каждый постящийся подражает самому Иисусу, который принял сорокадневный пост в пустыне и тем победил нечистого. Спросите любого священника – и он скажет, что воздержание от скоромной пищи, от чревоугодия (в совокупности с молитвой и очищением духа) – это единственное сильное оружие против сатаны. Верующие христиане постятся каждую неделю по средам и пятницам и в некоторые праздники. Кроме того, у них есть еще целых четыре многодневных поста:

  • зимний Рождественский (еще он называется Филиппов, а начинается с 28-го ноября и длится сорок дней перед Рождеством Христовым);
  • весенний предпасхальный Великий (он начинается в понедельник после масленицы и продолжается семь недель);
  • летний Петровский (с первого понедельника после Духового дня по 12-е июля – день Святых апостолов Петра и Павла);
  • и фактически (если брать по старому стилю) осенний Успенский – с 14-го по 28-е августа.

Выдерживать их без искренней веры трудно. Да и с ней – тоже нелегко. Поэтому даже многие из тех, кто посещает церковные службы, приобщен к таинствам не всегда способны на это. Да взять хотя бы и меня. Я ведь искренне верую, и духовник у меня есть, в церковь хожу, два раза в неделю стараюсь воздерживаться от мяса и молочного. Однако Великий пост ни разу еще не смогла выдержать до самого конца. Поэтому пришла к своему собственному варианту: строго пощусь только его 1-ую и последнюю недели. А в остальные дни просто стараюсь быть умеренной в пище, отказываться от спиртного и от всяких лакомств, которые обычно люблю. Так у меня еще получается.

А вообще-то, идея всякого поста – это не только телесное воздержание, но и просветление духа . К сожалению, некоторые шустрые используют эти дни прежде всего для похудения или очищения организма. Была у меня одна знакомая, коллега по работе, вечно озабоченная избавлением от лишнего веса. Она очень радовалась постам и все приговаривала, что «вот теперь еще пару килограммчиков можно сбросить и заодно грехи искупить». Хорошенький подход, правда? При этом она не слишком изнуряла себя молитвами или там чтением Библии. На храмовые службы тоже не ходила. Зато сплетни собирать и разносить не забывала и в постные дни.

Отказ от определенной пищи в пост – это не вегетарианство, не косметологическая или иная процедура, а аскетический подвиг. Он направлен на укрощение плоти и позволяет человеку приблизиться к духовному просветлению.

Считается, что периодический запрет на скоромное в христианстве объясняется библейскими текстами, особенно теми местами Книги книг, которые повествуют об Эдеме. При этом, понятия «скоромное» там вообще нет. Зато в книгах Бытия не раз подчеркивается, что изначально Господь дал в пищу людям плоды и семена земли и просил не есть «плоти с ее жизнью, с ее кровью» (это точная цитата из Бытия). Правда, он заповедал это Адаму и Еве, которых поселил в благодатном Эдеме. После заповедь не есть мяса была снята, изгнанные из Рая люди получили такое право. Но христианская Церковь и сейчас считает, что обет отказа от скоромного (в том числе молочной пищи, всяких лакомств, а также спиртного) угоден Богу и очищает человека.

Кровь в Библии связывается с убийством и символизирует его. А хлеб (как и вода), наоборот, обозначает основы жизни. Зерна, фрукты, овощи, орехи – это те самые «земные плоды», которые способствуют насыщению, но не вызывают агрессии. Такую пищу, угодную Богу, можно есть даже в самый строгий пост. Как (не всегда, но во многие дни) и рыбу – древнейший символ христианской веры и самого Христа.

Самыми строгими у христиан являются Великий и Успенский посты. Первый связан с распятием, смертью и Воскресением Иисуса, а второй – с Успением (то есть светлой кончиной, которая похожа на сон) Пречистой Девы – Богородицы.

Во всех священных книгах история Успения Девы Марии описывается так. После Вознесения Господа Иисуса Христа Богоматерь осталась жить недалеко от Иерусалима. Она очень любила бывать и молиться в тех местах, которые связаны с Ее Сыном. Особенно часто Пречистая посещала Голгофу и Гефсиманский сад. Там Она молилась о том, чтобы в разных странах появлялись новые церкви, а иудейский народ поскорее пришел к вере. Однажды во время молитвы к Ней пришел Архангел Гавриил. Он принес Марии радостную весть о Ее скорой встрече с Иисусом.

В ожидании ухода из этого мира Богородица проводила дни в посте и молитвах. Через три дня час Ее Успения настал. Вокруг украшенного ложа собрались близкие, зажгли множество свечей. Внезапно дом озарился божественным светом, и перед людьми предстал Спаситель в окружении ангельского сонма и праведных душ. Иисус принял к себе душу Своей Матери, которая будто бы уснула, глядя на Сына. Тело Богородицы торжественно погребли в пещере, а на третий день апостол Фома обнаружил, что место Ее последнего покоя опустело. Тело исчезло, остались лишь погребальные пелены и пояс. Вечером того же дня во время трапезы апостолам явилась Богородица. Она призвала их радоваться, так как она Вознесена к Сыну Своему, но остается и с ними навсегда.

Поэтому символика Успенского поста радостная. Это – время возрождения, начала новой жизни, которая приходит после отказа от всего омертвелого и уже ненужного. Все христиане постятся в память о Деве Марии, Ее чистоте. В своих молитвах они восхваляют Богородицу и благодарят ее за заботу о вере и Церкви, прося ее заботиться и молиться о нас всех.

Однако Церковь не сразу утвердила Успенский пост как обязательный для верующих. Само Успение повсеместно праздновалось уже с V века. Многие христиане перед ним по нескольку дней постились добровольно, так как в принципе это было принято – ограничивать себя в пище перед религиозными праздниками. Но многодневным Успенский пост стал только в XI веке, а установленные правила поста сформировались лишь в XIV-XV веках. Именно тогда он и стал таким строгим, так как Успение и Вознесение тела Богородицы в чем-то соотносится с Воскресением и Вознесением Иисуса.

Русские православные христиане всегда особенно любили, почитали Богоматерь , считали ее заступницей и покровительницей всей Руси. Поэтому Успенский пост, несмотря на серьезные ограничения, в народе воспринимали с радостью и исполняли очень усердно. Многие даже добровольно продлевали его на две, а то и три недели.

Надо сказать, что строгость поста в конце августа очень скрашивается обилием зелени, овощей и фруктов, которыми легко разнообразится стол. Можно есть молодую картошку и грибы. А еще именно на Успенский пост приходятся три Спаса – медовый, яблочный и ореховый, который в народе еще называют хлебным. Они так называются, во-первых, в честь Спасителя, а во-вторых, в связи с народными земледельческими традициями, которые тесно переплелись с церковными праздниками.

  • Медовый Спас приходится на 14-е августа – праздник Животворящего Креста Господня. На Руси строго в этот день раньше начинали собирать мед. Его освящали в церкви, иногда вместе с маком, и добавляли в разные блюда.
  • Яблочный Спас наступает через 5 дней – 19-го августа, когда Церковь вспоминает Преображение Господне. А по обычаю, наши предки с этого времени начинали собирать, употреблять в пищу, заготавливать на зиму яблоки и прочие фрукты. В церковь на освящение и теперь повсеместно несут именно яблоки, а на юге еще и виноград.
  • Ореховый или хлебный Спас наступает на другой день после Успенья – 29-го августа. По церковному календарю это – Нерукотворный Образ Спасителя. А у крестьян Хлебный Спас связывается с окончанием сбора урожая, особенно зерна и орехов. На вечер хозяйки в прежние времена обязательно готовили праздничный ужин, а в центр стола ставили освященные орехи и круглый хлеб (из зерна нового урожая), которые накануне освящали в храме. Теперь этот Спас знают немногие, только очень верующие люди.

Как поститься правильно?

Это вопрос, который часто задают священникам. Я тоже поговорила на данную тему со своим духовником. В принципе, все, что он сказал мне, я вроде как и сама знала. Но все же эта беседа для меня стала очень полезной и как будто заново открыла глаза на суть любого поста, не только Успенского.

Не есть и не пить то, что запрещено – важно, но это еще не все. Телесное воздержание и очищение должно стать ступенью к просветлению духа. «Зачем мы постимся?» – спрашивает меня святой отец. И сам же отвечает: «Чтобы принести посильную жертву Господу. Это жертва смирения и аскетизма в Его славу, во славу веры. Ведь мы отказываемся не только от того, что запрещено, но и от того, что вроде бы позволено. От вечеринок и гостей. От театров и концертов. От шумного веселья. Кроме того, в пост верующий человек старается не есть лакомств, которые ему доставляют удовольствие. Даже если они вроде бы и не скоромные. Ведь пост – время борьбы с грехом чревоугодия. Поэтому есть надо очень простую пищу, а не искусно приготовленные блюда из дозволенных продуктов. И не стоит концентрироваться на чувстве удовольствия от еды. Выбирайте такую пищу, которая просто придаст сил, съедайте немного, а не набивайте живот до отказа».

Еще святой отец посоветовал правильно входить в пост и выходить из него, чтобы не шокировать организм резкими переходами из одной системы питания в другую. Так, накануне (в течение нескольких дней) постарайтесь употреблять поменьше мяса. Или вообще откажитесь от мясного. Вместо него можно есть, например, яйца. Очень хорошим вариантом станут разные кисломолочные блюда. Будет неплохо также сократить порции, так как и в сам пост они должны быть не слишком большими. И по окончании поста тоже не спешите резко менять ситуацию, не набрасывайтесь на те блюда, которые были под запретом целых две недели. Лучше сварите себе легкий супчик на курином бульоне, поешьте творога, сыра, выпейте кефирчика.


Это будет гораздо правильнее, чем сразу и до отвала наедаться колбасой, жареными котлетами или макаронами с мясом и салом. А то одна моя знакомая регулярно попадает ко врачу после строгого пощения. Она очень любит всякие тортики и пирожные, и после многодневного отказа от них съедает по 3 – 4 штуки зараз. Ну и начинается у нее, пардон, несварение. И так каждый раз, представляете? Или вот еще печальная история. Дядя мой однажды решил полностью, по всем правилам, выдержать Успенский пост. Выдержал. А прямо на другой день отправился с компанией на дачные шашлычки. Жареная жирная свинина, купаты и пиво к ним привели дядюшку прямо на больничную койку: воспалился желчный пузырь. Пришлось сделать операцию по его удалению. И ведь такие случаи совсем не единичны, так что берегитесь от переедания после поста.

Что же можно есть в Успенский пост?

Самый строгий вариант правильного стола обязательно включает себя сухоядение – то есть употребление в пищу овощей, ягод и фруктов, которые не прошли термическую обработку. Также запрещается любое растительное масло. Хлеб однако же есть можно. По дням недели стол формируется следующим образом:

  • по понедельникам, средам и пятницам – строгое сухоядение;
  • во вторники и четверги можно есть вареное (в том числе грибы, супы, каши, соусы) без растительного масла;
  • в субботы и воскресенья также допускается горячее, а еще немного вина;
  • 28-го августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, разрешена и рыба, но только если этот праздник не выпадает на среду либо пятницу.


Кстати, на всякий случай хочу пояснить вот что: креветки, мидии, кальмары и прочие моллюски есть можно! Если не верите, спросите любого священника, он вам скажет то же самое. И не доводите себя постом до истощения или, того хуже, болезни. Если почувствовали себя неважно, лучше прекратите слишком строго ограничивать себя. Добавьте к рациону, например, оливковое либо подсолнечное масло. Откажитесь от сухоядения. Пост должен быть посильным, ведь он нужен для укрепления духа, а не доведения себя до полусмерти. Поэтому каждый должен подходить к нему индивидуально. А если сомневаетесь, как определить меру своего собственного поста, – посоветуйтесь со священником.

Церковь совершенно официально освобождает от строгости поста многих людей (частично или даже полностью) :

  • больных;
  • беременных женщин и кормящих грудью матерей;
  • немощных стариков;
  • путников;
  • воинов.

Мой племянник Миша сейчас служит в армии, призвали его прошлым летом. Незадолго перед Успенским постом к ним в учебку приходил батюшка, исповедовал, а потом и причащал желающих. Миша у нас всегда ходил в церковь, посты старался соблюдать. Он пожаловался священнику, что теперь ему будет нелегко, так как солдатский стол их хоть и разнообразный, но подходящих блюд почти не содержит. Ну а батюшка Мише поститься в принципе рассоветовал: солдаты ведь – то же, что и путники. Они должны есть ту пищу, которую им во время службы посылает Господь.

А вот душу просветлять и укреплять человеку ничто не должно мешать –
ни болезнь, ни лишения, ни особые обстоятельства жизни. В любой пост важно не только есть правильную пищу, но и вести себя соответственно. Недаром Иоанн Дамаскин как-то сказал: «Если бы в посте всё дело было в еде, то святыми были бы коровы». Поэтому если вы съедите в день сухоядения супчика, это будет гораздо меньшим грехом, чем старое доброе злословие с коллегами на работе. Так что постарайтесь как-то отвлечь себя от привычной суеты сует. Лучше сходите в храм на службу да не забывайте ежедневную домашнюю молитву. Если кому интересно, то в Успенский пост надо читать «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся», «Символ веры», «Живые помощи». Читают эти молитвы перед иконой Божией Матери. Также очень полезно будет обратиться к разным духовным книгам, и прежде всего к Евангелию.

А вот увеселения могут и подождать до других времен. Если вы поститесь, то исключите из своей жизни на этот срок вечеринки (особенно с выпивкой) и прочее бурное веселье. Поменьше «гуляйте» по социальным сетям и не смотрите телевизор. Они легко провоцируют на неправедные мысли и чувства. Я иногда даже думаю, что интернет и телеэфир придумал нам на горе сам нечистый.

Не раз меня спрашивали о том, можно ли в Успенский пост поминать усопших.

Вслед за святыми отцами я отвечаю: Церковью это не возбраняется. Однако и сами поминки, и поминальный стол должны быть соответствующими моменту.

Надо иметь в виду, что душе усопшего совершенно не нужны ваши посиделки с друзьями. Прежде всего она нуждается в молитве. Поэтому помолитесь – и в храме, и дома. Закажите заупокойную литургию, Сорокоуст. Очень сильной вещью будет подать сорок заказных литургий в несколько монастырей (в монастырях ведь службы идут ежедневно). Раздайте милостыню тем, кто в ней нуждается.


Поминальный стол тоже можете сделать, но он, конечно, не должен быть скоромным. И ни в коем случае не надо ставить на него спиртное. Замените вино и водку квасом, компотом, соками, просто водой и классическим поминальным киселем. Обычно в Успенский пост поминают грибами, зеленью, нарезкой из овощей, фруктами и орехами. Если в этот день нет сухоядения, то можно приготовить грибную лапшу, испечь постные блинчики и пироги, сделать кутью, подать вареную картошку с зеленью. И более чем хватит, ведь поминки все же не свадьба и не повод объедаться.

У нас в семье несколько лет назад, как раз перед Успением, был сложный выбор: проводить или нет поминки на сороковины моей тетушки. Мы все же решили, что не будем. Обошлись тем, что сходили в храм, заказали поминание, отстояли службу, помолились об усопшей. Все это важнее для души, чем совместный обед в ее честь. А подружки тетины нас осудили. Сказали: пожлобились, мол. Вспомнила я их потому, что эти дамы любят подчеркнуть свою религиозность и обязательно всегда постятся, причем очень как-то напоказ. Такое всегда меня немного коробило, а в данной ситуации да еще в Успенский пост – ну просто возмутило. Вы считаете себя безупречно верующими? Тогда держите в уме, что Богородица никогда никого не осуждала, заступалась даже за великих грешников. И пост в Ее славу – время прощать, а не судить. Вот это надо помнить обязательно.

Успенский пост – призыв к чистоте, непорочности, целомудрию и воздержанию, примером чему является Дева Мария.

На Успенский пост приходятся три праздника в честь Спасителя – на Руси их принято называть Спасами. В эти дни происходит освящение плодов земных.

Первый Спас – это праздник в честь Креста Христова, он приходится на начало поста, 14 августа. Во время него освящается мед.

Второй Спас – праздник Преображения Господня (19 августа) – включает в себя освящение винограда (Русь – не виноградная страна, поэтому эти плоды заменяются нашими фруктами овощами, в том числе, яблоками).

Третий Спас – праздник в честь перенесения Нерукотворного образа Спасителя из Едессы в Константинополь (29 августа) – отмечается на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы. В этот день освящаются хлеба нового урожая.

Существует представление, будто мы должны поститься, когда мы хотим чего-то достичь, словно акт пощения как-то умиротворяет Бога, и видение наших страданий заставляет Его выполнять наши просьбы. Но это далеко от истины.

Богу угоден не наш пост, а плоды поста (при условии, что мы постимся в должном умонастроении, с милостыней и молитвой, не просто соблюдая диету).

1) Мы постимся не для того, чтобы получить, что мы хотим, но чтобы подготовить себя к получению того, что хочет дать нам Бог.

2) Цель пощения – сделать нас более похожими на Марию, сестру Лазаря , и менее похожими на их сестру Марфу, которая в известном отрывке волновалась и беспокоилась о многом.

3) Пост задуман для того, чтобы привести нас к осознанию «единого на потребу». Он должен помочь нам поставить Бога на первое место, а наши желания на второе, если не на последнее.

Как таковой, он помогает нам приготовиться к тому, чтобы быть орудиями Божией воли : таким образом постился Моисей во время побега из Египта и на горе Синай, точно так же как постился наш Господь в пустыне. Пост отвлекает нас от самих себя и обращает к Богу.

4) Соблюдение Успенского поста помогает нам уподобиться Богородице, послушной рабе Господней, Которая услышала Его слово и сохранила его лучше, чем кто-либо когда-то это делал или мог сделать.

В дружной семье весть о том, что её мать находится на смертном одре, резко останавливает нормальную жизнь. Важные в другой ситуации вещи (вечеринки, предметы роскоши, личные желания) становятся ненужными, жизнь вращается вокруг умирающей матери. Тоже самое происходит в семье православных – известие о том, что наша Мать на смертном ложе, не может иметь никакого другого эффекта, кроме указанного.

Церковь, посредством своей службы параклисиса (молебный канон Пресвятой Богородице – в греческой традиции принято читать его каждый день Успенского поста – ред.), дает нам возможность подойти к этому смертному ложу, и восхвалять и ублажать Деву, родившую Бога, сосуд нашего спасения и нашу главную Ходатаицу у Его Божественного престола.

Служба параклисиса Пресвятой Богородице состоит из молитвенных прошений о получении утешения и мужества. Его следует читать во время искушений, упадка духа, или болезни. Особым образом его читают на протяжении двух недель перед Успением, или Взятием на небо Пресвятой Богородицы с 1-го по 14-е августа (Антиохийская Церковь живет по новому стилю – ред.).

Центральной темой этих служб параклисиса является прошение: Пресвятая Богородице, спаси нас .

Если у вас есть проблема, или что-то отягощает вашу душу, если вам духовно тяжело и вы не в мире с собой и окружающими, вам стоит прийти в Церковь в течение первых 15-ти дней августа и попросить заступничества Божьей Матери. И даже если вам повезло быть одним из тех немногих, кто в мире с собой и Богом, такому счастливцу следует прийти на эти службы и поблагодарить Бога и Его Блаженную Мать за те благословения, которые Они ниспослали вам и вашей семье.

Так как службы параклисиса Божьей Матери - это в первую очередь прошения о благоденствии живущих , пусть вся Церковь молится за вас первые пятнадцать дней августа, и в особенности в великий праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа (ст.ст.) .

Не дайте своей лени и апатии заставить вас пропустить это великое благословение и вдохновение, подаваемое вам Церковью, но позвольте миру и святости, которые может дать вам только Божья Матерь, войти в вашу жизнь.

“Отложим все земное попечение”, и в эти пятнадцать дней действительно примем участие в посте и молитвенной жизни Церкви, чтобы мы могли «вкусить и видеть, яко благ Господь», и чтобы мы могли полностью испытать то духовное благословение, которое подает нам Церковь в это святое время.

Блаженны те, кого Он найдет бодрствующими. Придите и помолитесь Богородице едиными устами с Церковью, и да обретем спасение нашим душам Ее молитвами и заступлением.

Соблюдение поста в полном смысле этого слова (воздержание от пищи, злых мыслей, действий и желаний) довершает это. Сокращение времени на досуг и другие занятия освобождает больше времени для молитвы и размышления о Той, Которая дала нам Христа, и стала Самой Первой и Великой Христианкой.

В размышлении о Ней и Ее ни с чем несравнимой жизни, мы видим норму христианской жизни, воплощающую ответ Христа женщине, сказавшая, что Мария блаженна, потому что носила Его: скорее блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Мария сделала это лучше, чем кто-либо другой.

Она услышала Слово Бога и сохранила его настолько хорошо, что из всех женщин в истории Она была избрана не только для того, чтобы слышать это Слово, но и чтобы дать Ему рождение. Поэтому, когда мы постимся, созерцая ее жизнь, мы одновременно готовимся жить, подражая Ей. Это и есть цель Успенского поста.

Когда готовилось взятие на небо Ее непорочного тела, апостолы созерцали Ее ложе, глядя на Нее с трепетом. Некоторые созерцали Ее тело и были поражены, и апостол Петр, обращаясь к Богоматери, громко воскликнул:
«О, Дева! В Тебя вселился Господь - Наслаждение будущей жизни. Как же я вижу Тебя прямо и недвижно распростертой? Прилежно молись Твоему Сыну и Богу о спасении невредимым Твоего стада».

Безболезненным, мирным было Ее разрешение от земных уз. Глаза Ее уже видели Бога, и последними словами Ее было радостное приветствие, как в юности, когда Она получила благую весть о предстоящем рождении от Нее Спасителя: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем…».

В те дни в Иерусалиме к Церкви присоединились сотни людей, даже из числа бывших гонителей христиан. При перенесении Ее тела в Гефсиманию совершались исцеления и чудеса. Так, на глазах у всех был наказан хуливший Ее иудейский священник Афоний, получивший тут же и исцеление, после искреннего раскаяния, и присоединившийся к числу учеников. Милостивая при жизни, Она и в успении Своем никого не хотела опечалить, прощая по заповеди даже врагов.

Всего через несколько дней апостолы стали свидетелями нового чуда. Тело Ее исчезло из гроба, остались лишь благоуханные пелены, а во время общей вечерней трапезы они вдруг увидели Деву Марию в воздухе в окружении ангелов, как будто сотканной из света, сияющей и прекрасной. Она приветствовала их словами: «Радуйтесь! Я с вами во все дни».

С тех пор Церковь празднует это событие. В нем всё – воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это и день Её рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше ангельских чинов, день свидетельства о том, что обетования Господни непреложны, о жизни и о чуде Воскресения…

Вконтакте

: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2,16-17). Кроме постнического труда, человек должен был трудиться физически, обрабатывая прекрасный райский сад, и интеллектуально, нарекая имена животным. Гармония жизни человека состояла в том, что его дух жил Богом, душа жила духом, а тело жило душою.

В посланиях апостола Павла есть такие слова: «Жало же смерти - грех; а сила греха - закон» (1Кор.15,56). Возникает вопрос: как закон может быть силой греха, если закон (ветхозаветный) появился гораздо позже грехопадения?

Дело в том, что все Синайское законодательство вполне умещается в ту единственную заповедь о посте, которую получил первый человек в Эдемском саду.

Адам мог владеть всем через приобщение к Началу бытия. Но он захотел сам стать таким началом. Отделившись от Творца своим непослушанием, он попытался завладеть всем как бы извне. Мы также порой хотим считать себя «началом» в нашей жизни. Мы и становимся неким началом - но началом греха, болезни и смерти. Вместо того, чтобы желать одного высшего блага, в котором бы все люди нравственно соединились, мы желаем многих материальных благ, причем исключительно для себя. Таким образом, мы отделяемся ото всех, ища во всем своего, но ни на чем остановиться не можем. «Все ищут своего, а не того, что [угодно] Иисусу Христу» (Флп.2,21).

Поступая так, мы превращаем вселенную в безжизненное скопище бесконечно мелких, ничем не связанных частиц. Наша чувственная душа, вместо того, чтобы служить опорой и орудием для деятельности духа, предается слепому и страстному стремлению к плотской жизни, по примеру Эпикура: «Ешь, пей душа моя и наслаждайся, ибо завтра умрем».

Нам очень трудно усвоить евангельский принцип жизни: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6,8). Вместо единения с окружающими людьми воля наша стремится к господству, а ум, вместо углубления во Всеединого Сущего, предается произвольным рассуждениям о многих предметах, по большому счету ему вовсе не нужных. Наша же чувственная душа, вместо преображения материи через обращение к Богу, стремится к бессмысленному наслаждению этой материей.

Так выстраивается т.н. «формула греха», отраженная в Первом послании апостола Иоанна: «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин.2,16).

Исходя из этой формулы греха, существуют три вида поста.

Первый его вид - пост духовный, который требует от нас воздержания от честолюбивых, властолюбивых и самолюбивых действий; требует отказа от власти и славы человеческой. Как часто мы любим без пользы для ближних заявлять о себе, порисоваться перед другими, показать свою значимость, превосходство или силу.

Вспоминается третье искушение Спасителя в пустыне - искушение властью. Диавол стремится разжечь человеческое тщеславие через «все царства мира», которые он обещает положить к нашим ногам. Лукавый желает расчесать в нас гнойник гордыни, тщеславия, самолюбования, чтобы мы захотели стать у всех на виду, подобно божеству. Следует помнить, что всякий раз, когда у нас появляется возможность заявить о себе, чтобы показать свое превосходство - лучше воздержаться от этого. Не стоит давать пищи своему самолюбию.

Второй вид поста - это пост интеллектуальный, который состоит в воздержании от односторонней деятельности ума, от бесплодной игры понятий и представлений, от бесконечных и ненужных вопросов. Этот пост необходим людям ученым, которые часто кичатся своим знанием и интеллектом, забывая, что начало мудрости есть страх Божий. Все горизонты науки всегда связаны с «прахом этого мира», на котором, собственно, наука и «работает». Она всегда имеет два недостатка: неполноту научного материала и субъективное мнение самих ученых. Правило интеллектуального поста таково: не ищи знаний без пользы для ближнего и для дела Божьего. Не ищи пустой оригинальности в мыслях! Когда тебе захочется высказывать взгляд, не связанный с общим благом - воздержись от этого.

Третий вид поста - это пост чувственной души. Он заключается в воздержании от чувственных наслаждений, которые плохо управляются сознанием нашего ума и волей. Мы знаем, что главнейший вид физического поста - это воздержание от кровавой пищи, от мяса. Достаточно вспомнить, что Бог в Эдемском саду предложил в пищу прародителям плоды дерев, а не мясо живых существ, там обитающих. Вспомним также первое искушение Христа в пустыне - превратить камни в хлебы, чтобы «накормить народ», и этим «свернуть» крестную миссию Спасителя, которая строилась на добровольном избрании истины. Хитрый дьявол знал, что трудно стоять в истине, не имея хлеба. Однако Христос Сам был Хлебом жизни и Истиной.

Следует помнить, что истинная задача нашей чувственной жизни - возделывать сад земли, превращая мертвое в живое. А поскольку мы этого делать не можем в полном смысле этого слова - ибо это творит Сам Господь - то, по крайней мере, сообразуясь с Его волей, хотя бы не следует умерщвлять живое. Напротив, необходимо всемерно поддерживать в нем жизненные силы. Этим мы как бы сохраняем Божьи творения. Монахи, например, мяса не вкушают вообще, ибо нельзя поддерживать свою жизнь за счет жизни других живых существ. Мы же, миряне, делаем это только во дни постов, внося хотя бы такую малую лепту в Божье дело.

Успенский пост выделяется из других постов тем, что посвящен Богоматери. Он предваряет, казалось бы, печальное событие - смерть Пресвятой Девы. Но поскольку христиане верят, что смерть есть «приобретение» (см.Флп.1,21), то и относятся к ней как триумфу и победе над силами ада. Успение Пресвятой Богородицы - начало этого триумфа, после Воскресения Господа Иисуса Христа.

Пожалуй, именно с этой мыслью - о победе над смертью во Христе - следует вступать в благословенное время Успенского поста.

Если вы хотите узнать больше о питании в Успенский пост, его традициях, смыслах и истории, то эта статья – специально для вас!

Через месяц после Петрова поста, 14 августа, начинается Успенский пост. Это самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается праздником Успения Божией Матери.

История Успенского поста

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: “Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петров пост – ред.), для осени осенний – в седьмом месяце (Успенский – ред.), для зимы – зимний (Рождественский – ред.)”.

Святой Симеон Солунский пишет, что “Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас”.

Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа.

Вальсамон об этом Соборе пишет: “Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам святейший патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября”.

Смысл

Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», говорит: «для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Фил 1.21). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…» – напоминает церковное песнопение.

По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.

В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.

И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.

Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.»

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Дорога к храму. Успение Пресвятой Богородицы.

Питание в Успенский пост

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг – “сварением пищи, но без елея”, то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию св. отцов, “если же кто от братий снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август”.

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь.

В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим”.

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

В воскресенье 14 августа праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня начнется Успенский пост. Он длится две недели и считается самым строгим после Великого. В традициях и истории Успенского поста разбиралась «Русская планета».

История

История Успенского поста связана с последними днями земной жизни Богородицы. По преданию, она заранее знала день своего ухода из мира и провела это время в молитве и аскезе. «Узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, не имела нужды в посте, - пишет святой Симеон Солунский, подвижник XV века. - А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее».

В желании приблизиться к идеалу Богородицы, в подражании ее подвигу заключен основной смысл Успенского поста.

Успенский пост продолжается две недели - с 14 по 27 августа. Он открывается праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа). Этот праздник берет начало в древнем Константинополе: в августе город нередко охватывали эпидемии болезней, и, чтобы избежать этого, стали носить по улицам крест, освящая им дома и улицы, а по завершении хода предлагали поклониться кресту горожанам. На Руси этот день называют еще Медовым Спасом - 14 августа начинался сбор и освящение меда, совершалось малое освящение воды.

К концу первой недели поста следует праздник Преображения Господня (19 августа). Он посвящен евангельскому эпизоду, когда Христос взял с собой для молитвы трех ближайших учеников - Петра, Иакова и Иоанна - и явил им свое Божественное величие. Во время молитвы лицо Христа «просияло, как солнце», а одежды сделались «белыми, как свет». К нему явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия, которые беседовали с ним. Иисус запретил ученикам упоминать о произошедшем до своего Воскресения. В народе этот день называют Яблочным Спасом, освящая плоды нового урожая. Считается, что именно с этого дня природа поворачивает на осень и зиму.

Финал поста - праздник Успения Пресвятой Богородицы. В годовом церковном календаре это последнее крупное торжество (двунадесятый праздник), после которого 14 сентября начинается церковное новолетие.

Меню

Успенский пост - один из самых строгих в году, он подобен Великому посту. Устав предписывает воздерживаться не только от мяса и молочных продуктов, но и от рыбы.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста полагается сухоядение - вкушение пищи без ее отваривания. По вторникам и четвергам варить пищу можно, но без «елея» (масла). В субботу и воскресенье допустимы некоторые послабления: устав разрешает добавлять в еду масло и выпивать немного вина.

Церковь обязует воздерживаться от винограда и яблок до праздника Преображения Господня. В монастырях древности на монахов, вкушавших виноград прежде праздника, налагалось наказание - им запрещалось есть «от грозди» до конца августа. В сам праздник Преображения разрешается есть рыбу.

Со строгостью предписано относиться и к развлечениям. Нельзя ходить в кино, театры, развлекательные заведения. Лучше ограничить себя в просмотрах развлекательных программ по телевизору и в праздном сидении в интернете. Святитель Василий Великий пишет: «При телесном посте чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Настоящий постник - тот, кто удаляется от всякого зла».

Радость

Митрополит Антоний Сурожский призывал подходить к Успенскому посту с радостью. Он называл его дни временем, «когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, чтобы вновь обрести способность жить со всем простором, со всей глубинной интенсивностью».

До тех пор пока не будет радости, писал он, вместо мнимого благочестия будет «получаться чудовищная и кощунственная пародия»: «Мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми».

Загрузка...